Субъект учения как цель и результат обучения русскому языку на современном этапе в контексте ФГОС второго поколения


Субъект учения как цель и результат обучения русскому языку на современном этапе в контексте ФГОС второго поколения
Современная ситуация обучения русскому языку в школе характеризуется постепенной сменой образовательных парадигм, что нашло отражение в «Федеральном государственном образовательном стандарте». Как отмечается в этом документе, «Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни» [35].
ФГОС представляет собой совокупность требований: 1) к структуре основной образовательной программы; 2) к условиям реализации основной образовательной программы; 3) к результатам освоения основной образовательной программы.
По наблюдениям Е. В. Смирновой, введение Федерального государственного образовательного стандарта осуществлялось поэтапно. В 2004 году были приняты Стандарты первого поколения. Они выполнили свои задачи, среди которых основной являлась задача сохранения единого образовательного пространства в условиях многообразия образовательных систем, а также была обеспечена доступность образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Однако такая стабилизация в сфере образования повлекла за собой его консервацию, что потребовало коренным образом изменить Федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарты второго поколения (ФГОС-2) позволяют преодолеть ряд противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, регламентировать обучение и воспитание современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые: могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия; отличаются мобильностью; способны к сотрудничеству; обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Ученик из объекта обучения превращается в его субъекта.
По мнению Е. В. Якушиной, основная особенность новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования заключается в их деятельностном характере, который ставит главной задачей развитие личности ученика: «Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности». Поставленная задача потребовала перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая в свою очередь связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Меняются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Что касается преподавания русского языка, то оно носит теперь метапредметный характер. Это означает, что русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык – это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности; родной язык – это условие успешного обучения в школе, в вузе, важнейшее условие овладения профессиональными навыками; родной язык – это основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
В теории обучения понимание школьника как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности, в том числе учения, личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, составляет основу развивающих образовательных технологий. В дидактике идеи развивающего обучения нашли воплощение в технологиях развивающего, проблемного, эвристического обучения. Все три модели субъекта учения в развивающих образовательных технологиях, несмотря на различие в подходах к определению их сущности и компонентному составу, имеют много общего. Л.В. Черепанова, вычленив общие компоненты субъекта учения в данных парадигмах развивающего обучения, описала структуру учащегося как субъекта учения. По ее концепции она включает в себя:
1) систему потребностей и мотивов учения; 2) совокупность личностных качеств, позволяющих организовывать собственную учебно-познавательную деятельность, направленную на получение знаний, умений и опыта деятельности самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в стандартных и нестандартных условиях, проводить рефлексивный анализ процесса и результата познавательной деятельности, самоконтроль, самодиагностику, самокоррекцию и самооценку действий, операций и деятельности в целом;
3) представления школьника об учебно-познавательной деятельности, знания, готовности и умения, связанные с организацией, осуществлением, самоконтролем, самоанализом, самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
4) рефлексию, которая составляет основу критического научного мышления, организации, самоанализа и самокоррекции учебно-познавательной деятельности.
В результате субъект учения представляет собой школьника, обладающего способностями и готовностями к самостоятельной учебно-познавательной деятельности
Таким образом, основным итогом внедрения новых стандартов школьного образования, вызвавших полную переориентацию преподавания всех предметов, прежде всего русского языка, признанного метапредметным, стало понимание субъекта учения как цели и результата обучения русскому языку на современном этапе в контексте ФГОС второго поколения. Субъект учения в новой парадигме школьного образования – это прежде всего школьник, стремящийся к самоопределению и самореализации и обладающий: системой необходимых для этого знаний, умений и навыков, базирующихся на наличии и постоянном, непрерывном совершенствовании системы потребностей и мотивов учения; совокупностью личностных качеств, позволяющих организовывать собственную учебно-познавательную деятельность, направленную на получение знаний, умений и опыта деятельности; способностью самостоятельного осуществления познавательной деятельности в стандартных и нестандартных условиях; представлениями об учебно-познавательной деятельности, знаниями, готовностью и умениями, связанными с организацией, осуществлением, самоконтролем, самоанализом, самокоррекцией учебно-познавательной деятельности; рефлексией, которая составляет основу критического научного мышления. В итоге образовательная система нового поколения преследует конечную цель – сформировать и воспитать активного участника обучения, сознательно и целеустремленно подходящего к данному процессу, стремящегося повысить его продуктивность и эффективность в целом.