Использование технологии укрупнения дидактических единиц на уроках химии


Использование технологии укрупнения дидактических единиц на уроках химии.
Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации, что позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции. Основные концептуальные положения технологии:
1.совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции;
2. рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания;
3. достигать системности знаний.
Я реализую данную технологию при изучении разделов органической химии, например "Углеводороды". По традиционной системе отдельно рассматриваются классы алканов, алкенов, алкинов и т.д. Пользуясь технологией УДЕ, я объединила изучение этого материала. разработав систему:
1. Вводная лекция: знакомство с классами, общая формула, гомологический ряд;
2. Тематическая лекция: особенности строения, номенклатура, изомерия (виды);
3. Семинар - практикум: закрепление изученного, отработка навыков по номенклатуре, составлению изомеров и т.д.;
4. Тематическая лекция: изучение свойств веществ и способов получения, области применения.
5. Практикум по решению задач на определение молекулярных формул.
6. Обобщающий семинар: генетическая связь между классами органических веществ.
7. Срезовый контроль: тесты с вариантами ответов (можно использовать вопросы из демонстрационных вариантов ЕГЭ по химии).
Преобладающей дидактической моделью обучения является поисковая, исследовательская , эвристическая. Укрупнение дидактических единиц по П.М. Эрдниеву позволяет:
- применять обобщения на каждом уроке;
- устанавливать больше логических связей в материале;
- выделять главное и существенное в большой дозе материала;
- понимать значение материала в общей системе ЗУН;
- выявлять больше межпредметных связей;
- более эмоционально подать материал;
- сделать более эффективным закрепление материала.
Структура и содержание разработанной системы усвоения укрупненного материала с элементами обобщения позволяет установить связь между классами углеводородов, формируются обобщенные понятия о связи между составом и свойством вещества. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выданной информации, а именно наличием связей - взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно обратных аналогичных, деформированных и трансформированных задач.
За счет использования идеи укрупнения дидактических единиц, структурно сходных понятий и закономерностей у учащихся формируются целостные системные знания. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. При применении УДЕ заметно повышается качество знаний, притом, что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20-30%. УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное, ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добывания знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.УДЕ - это философия цельного воззрения на мир, на любое явление.
УДЕ - это сотворчество учителя и ученика.