Обучение приемам аналогии — одной из форм укрупнения дидактических единиц


МКОУ « Юстинская СОШ»
Обучение приемам аналогии - одной из
форм укрупнения дидактических единиц
(выступление на районном семинаре)

Обучение приемам аналогии - одной из
дидактических форм укрупнения единиц.
Обучение математики в школе можно и нужно
строить так, чтобы оно представлялось для
учащихся серией маленьких открытий,
по ступенькам, которых ум ученика
может подняться к обобщениям.
П.М.Эрдниев
Как показали исследования, проведенные П.М.Эрдниевым и Б.П.Эрдниевым, использование системы укрупнения дидактических единиц в курсе средней школы позволяет экономить до 20% времени. Это подтверждают учителя практики, работающие по системе Эрдниева.
Творческий, не формальный подход к использованию полученного резерва времени открывает перед учителем широкие возможности в формировании у учащихся навыков таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщения, конкретизация, позволяет развивать воображение, способствует такому уровню мышления, при котором устанавливается очень далекие связи между явлениями и образами.
В формировании приемов умственной деятельности особое место занимает перенос знаний, умений и навыков, т.е. использование усвоенного в новых условиях. Этому в значительной мере способствуют умозаключения по аналогии, непременная часть творческого мышления. Составление и решение упражнений на умозаключения по аналогии, является одной из дидактических форм укрупнения единиц. В книге «Укрупнение дидактических единиц в обучении математики» авторы пишут по этому поводу следующее: «Умственное развитие учащихся, которые должны подготавливаться в период школьного обучения к роли творчески мыслящих активных деятелей, не может быть полноценным, если их не научат в школе приемам аналогии». К сожалению в школьных учебниках заданий на обучение приемам аналогии недостаточно. Последователь метода УДЕ Гайштут А.Г. разработал упражнения по обучению приемам аналогии. В качестве примера приведу набор заданий по теме «Уравнения и неравенства».
Упражнения разбиты на группы А, Б, В. В группе А каждое задание самостоятельно. В группе Б состоит из двух взаимосвязанных частей, группы В из трех частей. Ответ первой части задания, как правило, отмечается символом
Аналогично, ответ второй части задания обозначается символом и используется для решения третьей части.
Группа А
1.Найдите неизвестное число: 4-3х=-11, 6х-21=39, 2х-29=1, 3х+5=?
Ответ:65
2. Какое слово из данных эхо, человек, река, 4,2≤х≤5,1 почта
следует выбрать? телевизор, почта. 8,4<х<9,1 ? Ответ: телевизор
3.Найдите неизвестное 8-2х=-2 9х+1=-8 4х-7-х+8
число: 3а-7 2-а 14-4а
8 ? -6
Ответ:3
4.Какое из данных уравнений 9х-5=13, 4х+5=-3 7х-4=10
надо исключить? Ответ: 4х+5=-3
5.Какую клетку нижнего 3х-2=7
квадрата следует закрасить? 18-3х=15

3-4(х-1)=х-3
5(х+2)=8х+1
6.Найдите неизвестное х<3 -1≤х<7 -1≤х<3слово. настил крокодил ?7.Найдите неизвестное приток х >3 ток
слово. постель х<5 ?