Современная проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе ребенка из детского сада в начальную школу


Сергеева Антонида Анатольевна. МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казань.
Учитель начальных классов. I квалификационная категория.Современная проблема преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе ребенка из детского сада в начальную школу .«Школьное обучение никогда не начинается
   с пустого места,  а всегда опирается
на определённую стадию развития,
  проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Проблема преемственности между детским садом и начальной школой существовала и была актуальной во все времена. Переход от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым периодом для ребенка. Очевидна необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы в решении этого вопроса. С какими же проблемами сталкиваются современные педагоги при обеспечении преемственности детского сада и школы?
Долгое время работая в системе дошкольного образования, а теперь и педагогом начальной школы, я сделала определенные выводы о существующей проблеме:
Одной из основных проблем является противоречия между объективно обусловленным повышением определенных требований к предшкольной подготовке поступающих в первый класс и ростом числа детей, не готовых к школе физически и психологически; между ориентацией образования на непрерывность и отсутствием сопряженности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях.
Следующей проблемой является не всегда верный выбор родителями школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не всегда компетентны в выборе современных образовательных программ и больше ориентируются на престижность учебного заведения или удобное месторасположение, а не на способности и интересы собственного ребенка.
Проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к обучению в школе. Родители хотят, что бы при поступлении в школу их ребёнок бегло читал, знал огромное количество информации об окружающем мире, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в так называемой "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития необходимых познавательных процессов.
Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфических детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки. Ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей. В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью должна занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Механизмом решения данных проблем, на мой взгляд, является последовательное выполнение следующих этапов совместной работы:
заключение договора между детским садом и школой по обеспечению
преемственности;
составление плана работы совместной деятельности по обеспечению преемственности;
проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День
Знаний", совместные праздники;
совместная работа ДОУ и начальной школы по обеспечению готовности детей
обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
методическая работа с педагогами ДОУ и начальной школы (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику детского сада , обсуждение критериев "портрета выпускника"), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
работа с родителями (распространение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Готовность ребенка к обучению на новой ступени образования следует оценивать не
только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирования умения учиться.
Школа и детский сад - два важных смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как изменяется его социальная позиция, он включается в особый школьный режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку к школе, должна существовать преемственность и в следующих моментах:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченныхрезультатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо вместе стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.