Семинар Осуществление преемственности на уроках технологии при переходе учащихся из начальной школы в основную


Семинар
Осуществление преемственности на уроках технологии при переходе учащихся из начальной школы в основнуюШкольное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. Лев Семенович Выготский
Картина преемственности:
начало года, сентябрь месяц
Поговорим?…
…о преемственности и адаптации
Цели
Объединение усилий учителей технологии для повышения эффективности работы.
Выработка линии поведения, единых требований учителей технологии.
Создание системы общих взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе.
Задачи
Взаимодействие педагогов начальной и основной школы во избежание трудностей у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности на уроках технологии
Привлечение внимания учителей к проблеме адаптации на уроках технологии и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
План
Основные аспекты проблемы преемственности
Трудности адаптационного периода на второй ступени образования
Особенности учебного процесса в начальных классах и среднем звене
Создание памятки «АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания
и методов обучения и воспитания с целью создания единого
непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. 

Начальная школа
Главная задача начальных классов – научить ребенка учиться, пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.
Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения
В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым
невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие.
А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный
инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться
Сухомлинский
Приоритетная цель школьного образования: научить учиться
развивать у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать пути её реализации,
контролировать и оценивать свои
достижения
Принцип преемственности
НОО и ООО Предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование
умения учиться.
Преемственность - это двухсторонний процесс.
С одной стороны − начальная школа, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе.
С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
1.Образование временного МО учителей технологии
2.Договоренность об общих целях, уровне учебных достижений (портрет выпускника), использовании общих технологий.
3.Открытые уроки в 4 – 5-х классах для учителей МО.
4.Совместные уроки в 4-м классе учителей основной и начальной школы.
5.Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса.
6.Обсуждение и решение проблем адаптации учащихся в 5-х классах.
7.Определение эффективности обучения: диагностика, анализ.
8. Создать систему ДО по декоративно-прикладному искусству для развития творческого потенциала детей
+ привлечение детей к предмету «Технология»
Можно использовать разнообразные формы и методы работы
Трансляция опыта детей
Участие в выставках и ярмарках
Этой технике всего несколько лет, но она стремительно набирает популярность. Создавая картины шерстью, каждый человек может почувствовать себя творцом и художником!
Знакомство с шерстью - это всегда радость, благодаря терапевтичности  самого тёплого природного материала — овечьей шерсти. 
Для создания картин из шерсти нет необходимости в работе с кистью, человек работает, пишет руками. Живопись  шерстью демонстрирует поразительный успокаивающий эффект, вдохновляет и пробуждает творческое начало, а также способствует развитию мелкой моторике рук. 
Такая форма  творчества полезна и приятна детям и взрослым. Просмотрев фотографии работ, выполненных  шерстью, можно ощутить исходящую от них положительную энергетику, мягкость пастели и прозрачность акварели.
Работая с шерстью в технике "ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ" Вы можете:
Стабилизировать свое эмоциональное состояние;
Открыть в себе новые творческие способности;
Повысить свою самооценку, наслаждаясь эстетикой собственной работы;
Получить радость от сотворения уникальной картины из этого чудесного материала, несущего душевное тепло и солнечный свет.
Взаимодействие с таким теплым, податливым материалом, смешение цветов шерсти  приносит душевный комфорт, эстетическое удовольствие. А результат -  "тёплая" картина в уникальной технике "ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ" - это ещё и уверенность в себе, и возможность удивить оригинальным авторским подарком близких и друзей.
Живопись шерстью Техника шерстяной живописи не только нова и интересна, но и очень красива. Изготовление картин из непряденой шерсти – это очень увлекательное и приятное занятие. Но, как и любое ремесло требует терпения и практики. Главное, усидчивость и желание работать с этим чудесным материалом. Прелесть шерстяной живописи заключается в том, что для её освоения совершенно не обязательно уметь рисовать. Все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и попытаться выложить шерсть заново. Изображения могут быть самыми разнообразными - от цветов и фруктов до портретов людей. Как правило, картины создаются по образцу – это может быть уже готовая картина из шерсти или любая другая картинка, и даже фотография.
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
1.Образование временного МО учителей технологии
2.Договоренность об общих целях, уровне учебных достижений (портрет выпускника), использовании общих технологий.
3.Открытые уроки в 4 – 5-х классах для учителей МО.
4.Совместные уроки в 4-м классе учителей основной и начальной школы.
5.Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса.
6.Обсуждение и решение проблем адаптации учащихся в 5-х классах.
7.Определение эффективности обучения: диагностика, анализ.
Три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы:
1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, теме, дает отдельные советы.
2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы.
3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока
+ Сотрудничество учителей осн. и нач. школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют, т.е отвечают за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба).
+ Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Вместо тревожности формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев
Учителям -4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.
Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.
Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена программу начальной школы.
Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
Проводить последнее родительское собрание в 4 классе совместно с будущим классным руководителем.