«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Мастерство учителя–это специальность, которой надо учиться всю свою жизнь. Что же такое современный урок? Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как научить учиться для того, чтобы быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире, уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каковы же особенности современного урока? Современный урок – это личностно-ориентированный. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность знаний определена стандартом как главная ценность обучения. Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность). Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения? Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока. Давайте посмотрим на основные тенденции развития современного урока. Современный урок – это личностно-ориентированный, компетентностный, деятельностный. Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока: цели и задачи урока, содержание, деятельность учителя и ученика, педагогические технологии, профессионализм педагога. Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.
·Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.
1 этап - определение типа урока. В структуре изучаемой темы выбираем, какой это урок: вводный урок, урок по изучению и первичному закреплению знаний, способов деятельности, урок по закреплению знаний и способов деятельности, урок по комплексному применению знаний и способов деятельности, урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности или же урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности. Если раньше - восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов - построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций. Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников применяются новые методы обучения: например, проблемно-поисковый (продуктивный метод обучения), изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристической беседы, дискуссии, диспуты, диалоги, исследования. Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым. Также важно настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока. Современный урок – это современный учитель.
Литература: 1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования, 2011год.
2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011год.
3. ipkps.bsu.edu.ru/source/news/21_strych/21_strych.asp