Статья по теме Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмент реализации ФГОС НОО

ЗАКУРКО Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3
Белгородская область, город Алексеевка
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмент реализации ФГОС НОО

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Проблемное обучение на уроках в начальной школе это:
развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется:
1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы;
2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Естественно, уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления учащимися опыта творческой работы.
В своей деятельности я столкнулось с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса и явилось использование активных форм и методов обучения на уроках. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
Под проблемными ситуациями в обучении понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает;
4) сам контролирует правильность этого решения.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
а) проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
б) поиск истины (способа, приема, правила решения);
в) различные точки зрения на один и тот же вопрос;
г) противоречия практической деятельности.
Напомним пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
побуждающий диалог  это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу
подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов  «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;
применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно»  сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация»  обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
Основными условиями использования проблемных ситуаций являются :
Со стороны учащихся:
новая тема («открытие» новых знаний);
умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
умение определить область «незнания» в новой задаче;
активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением
Между двумя (или более) фактами
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории



Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием


Между житейским представлением учеников и научным фактом
а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Дать практическое задание, не выполнимое вообще



Дать практическое задание, не сходное с предыдущим



а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; б) доказать, что задание учениками не выполнено

Приведу еще один пример, где проблемная ситуация возникла при выполнении домашнего задания.
Учитель традиционно формирует домашнее задание на тему, которую дети изучали на уроке. Моя цель состояла в том, чтобы проверить, как и кто из учащихся класса овладел умениями и навыками самостоятельного поиска новых знаний. Поэтому для создания проблемной ситуации, забегая вперед, наряду с заданием для закрепления в домашнюю работу были включены два математических выражения с неизвестным знанием (новой темой), способом действия
Приведу в качестве примера проблемные ситуации, которые использую на уроках курса
«Окружающий мир».
Тема: Термометр.
Проблемные вопросы:
Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?
Чем опасен медицинский термометр?
Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохими специалистами?
В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (если вынуть его из воды и поднести к глазам, чтобы снять показания).
Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой – в сталеварном цеху?
Проблемная задача:
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5
·С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20
·С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (взяла комнатный термометр, измеряла на солнце или держалась рукой за ртутный шарик)
Тема: Осень.
Проблемные вопросы:
Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне?
Почему осенью полевые насекомые «обижаются» на добросовестных работников сельского хозяйства? (вспаханная почва с насекомыми быстро промерзает)
По каким признакам птичка-незнакомка, пролетая над полем и огородом, приняла осень за весну? (посев озимых, моркови петрушки, укропа, свеклы; посадка молодых деревьев и т.д.)
Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеленые?
Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?
Проблемные задания:
Рассмотри плоды: клюкву (малину, ежевику), огурец, яблоко, лесной орех. Обрати внимание на размер, цвет, форму; потрогай – твердые они или мягкие, постучи каждым плодом тихонько по столу и установи, чей звук сильнее. Рассмотри семена плодов: цвет, размер, количество. Подумай, почему маленькая лесная клюквочка приняла за своих родственников огромный огурец и яблоко, а не лесной орех? (сочные и сухие, односемянные и многосеменные плоды)
Рассмотрим проблемные ситуации, которые я использую на различных этапах уроков русского языка при изучении имени существительного.
Формирование понятия о предмете:
А. На уроках объяснения предлагаю следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.
Задание 1: Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса. Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради. Я кладу в портфель.
Задаю вопросы.
1. Обе ли записи слов являются предложением?
2. Если нет, то почему?
3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?
4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос. Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.

Работая в первом классе, я использую на уроках математики при изучении темы «Нумерация чисел» следующие проблемные ситуации:
Тема “Десяток”
1. Проведи прямую линию так, чтобы она пересекала кривую линию:
в двух точках; в трех точках; в пяти точках; в шести точках.

2. Прочитай “лишнее” число: 7, 6, 8, 10, 5, 2.

3. Пронумеруй деревья по высоте начиная с самого высокого дерева:

13EMBED Word.Picture.81415


4. Сколько на рисунке треугольников? Сколько на рисунке четырехугольников? Сколько всего фигур?



5. Какое число нужно написать в столбике?
1 2 3 4
2 3 4 1
3 4 1 2
( 1 2 3

II. Место каждого числа в натуральном ряду.
1. Посчитай грибы. Запиши цифрами числа, которые ты называешь. Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Подумай как ты получил каждое следующее число.



2. Какие числа пропущены?
_ 2 3 _ _ 6 7 _ 9

3. Выбери ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов:
а) 1, 2, 4, 3. 5, 6, 7, 9, 8;
6) 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1;
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7. 8, 9;
г) 1, 3, 2, 5, 4, 7, 6, 9, 8.

4. Сколько всего грибов на каждой картинке (грибы и корзинка):








5. Запиши числа в порядке возрастания:
9, 3, 7, 5, 1, 2, 4, 6, 8.
Какой ряд чисел у тебя получился?
По какому правилу он записан?

6. Сколько листов между пятым и девятым листами альбома?

III. Принцип образования натурального ряда чисел:
1. Назови соседей чисел: 8, 5, 1.
2. Увеличь на 1 число: 6, 9, 3.
3. Запиши число на 1 меньше, чем: 5, 1,9.
4. Скажи, какое число равно сумме всех предшествующих ему в ряду?
5. Какие числа должны стоять в следующем ряду?
5
4 4
3 3 3
2 2 2 2


6. Каких чисел не хватает в ряду? 4 4 4 4 3 3 3 _ _ 1.

7. Напиши числа: 5, 6, 7, 8, 9. На сколько каждое следующее число больше предыдущего? Можно ли назвать этот ряд чисел натуральным? Напиши еще один отрезок натурального ряда.


8. Можно ли, не считая, сказать сколько клеток в каждом ряду?



















































1
2
3
4
5
6
7
8
9


9. Лестница состоит из 7 ступенек.
Какая ступенька находится на середине лестницы?

10. На поляне растут цветы. Девять бабочек выбрали по цветку и сели на них. К свободному цветку подлетает пчела. Каким по счету будет цветок на который садится пчела?

IV. Сравнение чисел.
1. Какие числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства? (>( (<( (>( 6<( 9>( 4<( (<8
2.Какие из чисел, записанных в строке, меньше 6? 1,9,7.5,4,2,8,6,3. Назови их по порядку.

3. Найди ошибки:
8=8 6>4 4<1

4. На велосипедах катались 9 мальчиков и 7 девочек. Кого было меньше? Как записать? Кого было больше? Как записать?

5. Какие числа надо зачеркнуть, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 больше предыдущего? 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 .

Если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Вывод: с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
1. Самостоятельный поиск новой информации.
2. Самостоятельная работа с учебником.
3. Овладение навыком решения задачи.
4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
5. Развитие личностных качеств.
6.Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.








13PAGE 15


13PAGE 14615




Root Entry