Статья Проектирование современного урока в начальной школе как инструмент практической реализации требований ФГОС НОО


1 слайд – приветствие
2 слайд – название
Проектирование современного урока в начальной школе
как инструмент практической реализации
требований ФГОС НОО
С 2011 года мы, если можно так выразиться, живем по новым ФГОС НОО. С этого времени на районных методических мероприятиях мы не однажды обращались к теме «Современный урок», поэтому сегодняшний разговор, наверное, не будет для большинства из вас открытием , но, мы надеемся, что он будет полезен.
Позволю себе напомнить, что стандарт включает в себя 3 вида требований:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
И, говоря сегодня об уроке как инструменте реализации требований стандарта, мы, конечно, будем иметь ввиду результаты освоения основной образовательной программы, проще говоря, результаты обучения.
Главная особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
3 слайд
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы», это слова Надежды Егоровна Щурковой - Профессора Московского институт открытого образования
ФГОС предполагает более широкое использование различных форм обучения в начальной школе, но основной формой и сегодня, по-прежнему, остаётся урок.
4 слайд – высказывание СкаткинаУрок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения новейших достижений педагогики, лучшего опыта коллег и собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала и в технологии его подачи. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно. И, значит, организация этого типа учебного занятия, остается одной из наших важнейших задач.
Проектирование урока – это практика нашей работы, но начать хотелось бы с теории.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
5 слайд
Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах (Сухов В.П.):
Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы.
Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности.
Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.
6 слайд
Исходя из этих основ, можно сформулировать дидактические принципы реализации системно – деятельностного подхода – принципы нашей работы по ФГОС.
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Еще раз подчеркну – это основы нашей деятельности и при подготовке урока, и при проведении.
Собственная учебная деятельность школьников – ещё более важная составляющая системно-деятельностного подхода. Её можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». 7 слайд
Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели») - одним словом это можно назвать «осознанность». Я бы сказала, что это компоненты любой осознанной деятельности – жизнь.
8 слайд
Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников. В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в метапредметные правила познания. Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе – «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза.
Все вышеназванные принципы, компоненты, правила являются теоретической основой современного урока.
Как же учителю на практике подготовить урок современного типа? Изменяется ли подготовка?
9 слайд – этапы проектирования урока
Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:
определение места урока (тема);
определение типа урока;
определение целей и задач;
      отбор содержания учебного материала;
      подбор методов и приёмов обучения;
      определение форм организации деятельности учащихся;
      подбор материала для домашней работы учащихся;
      определение способов контроля;
      продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
      подбор вопросов для подведения итога урока.
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Но, если все будет по–прежнему, не может получиться урок, соответствующий новым стандартам. Мы понимаем, что требуются изменения.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи (америк. Философ и педагог)10 слайд – аспекты изменений
Изменения претерпевают три основных аспекта: цели урока, средства и способы организации деятельности обучающихся на уроке, типология учебных занятий или поиск вариативной структуры урока.
Почему коррективы вносятся именно в эти аспекты? Потому что урок, в соответствии с требованиями нового стандарта, должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных, которые формируются в освоении «универсальных учебных действий». Действие, деятельность – эти слова красной нитью проходят через весь стандарт.
Для решения поставленных задач и ответов на вопросы нужно четко представлять себе, что такое УУД и как их формировать.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции) управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность 3) познавательный работа с информацией работа с учебными моделями использование знаково-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие 4) коммуникативный речевая деятельность навыки сотрудничества
В последнее время все чаще регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД объединяют в один блок – метепредметные УУД.
С появлением нового стандарта именно понятие УУД было самым непонятным, пугающим. До ФГОС нового поколения мы не сталкивались с таким термином. Но мы всегда знали, что такое общеучебные умения и навыки.
Вспоминается афоризм: «Всё новое – это хорошо забытое старое». Конечно, так однозначно говорить об инновациях в педагогической практике не стоит. Но ведь и новое на пустом месте не рождается, для него всегда есть предпосылки в прошлом. В последние десятилетия шла активная подготовка к введению нового стандарта. Постепенно мы привыкли к мысли, что обучение должно быть развивающим, и начали внедрять его основные положения в свою работу, использовать технологии личностно-ориентированного, проблемного, диалогового обучения, проектные методы. Все это, несомненно, помогает нам в нашей сегодняшней работе и активно в ней используется.
За время подготовки и реализации нового стандарта претерпела изменения существующая много лет типология уроков. При проектировании уроков сегодня мы должны использовать новую терминологию. Сравним типы уроков «традиционной» школы и школы, работающей по новому стандарту.
11 слайд
В соответствии с типом урока учитель определяет его цели.
Цели урока - это глубоко продуманный путь организации и руководства деятельностью учеников в конечном виде. Ставить цель – значит предопределять, планировать, решать, что и как будет сделано на уроке. И при этом очень чётко представлять себе весь ход предстоящей на уроке работы и тот уровень, на котором материал должен быть усвоен.
Учитель должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен. Ведь четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на уроке, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд. И следует отметить, что одной из черт современных педагогических технологий является, прежде всего, диагностика целей, т.е. каждый учитель, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена.
Цель должна быть а) четко сформулированной: б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.
12 слайд - цели
Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: образовательного, развивающего и воспитывающего. Во многих, даже совершенно новых, методических разработках можно встретить следующие формулировки целей урока: "Познакомить..."; "Рассказать..."; "Дать представление...; "Развить..."; "Воспитать...". Но можно ли их считать целями урока? Давайте вместе подумаем над этим вопросом. В этих целях нет ученика, ради которого мы работаем. Учитель сам ставит цель, сам же её и реализует. Познакомить – знакомит, рассказать – рассказывает!
Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель способствует или создает условия (учебную ситуацию) для данных изменений, т.е. помогает, направляет, ведет за собой.
13 слайд – образовательные цели
 Образовательная цель предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- создать условия для усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...
- способствовать усвоению учащимися понятий (каких?)
- создать условия для обобщения и систематизации знаний о ...
- способствовать формированию или отработке навыков (указать какие)…
14 слайд -
Воспитательная цель предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитали или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное, нет. Поэтому цель воспитания предлагается формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для ...".
Развивающая цель предполагает, в основном, развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно поступать так же как и с целями воспитания, т.е. формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А если цели поставлены озвученным способом и реализованы, урок будет развивающим, поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов.
Современный учитель должен четко представлять себе, к каким результатам, в соответствии с новым стандартом, должна привести полная системная реализация на каждом уроке поставленных целей.
15 слайд
Результаты реализации целей урока
Образовательные цели Развивающие цели Воспитательные цели
Предметные результаты - ЗУНыМетапредметные результаты - освоенные познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД Личностные результаты - освоенные личностные УУД
После правильно поставленных целей урока учитель должен
1. Осуществить отбор содержания учебного материала, т.е.
Подобрать учебные задания, целью которых является:узнавание нового материала;воспроизведение;применение знаний в новой ситуации;применение знаний в незнакомой ситуации;творческий подход к знаниям.-Надо заметить, что далеко не каждый современный учебник предоставляет учителю эти материалы в полном объеме, а это значит, что нужно найти дополнительный, более подходящий материал, что ведет к временным затратам в ходе проектирования урока.
3атем нужно упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Нарушения этого принципа, к сожалению, тоже часты в современных учебных пособиях.
Выполнив эту часть проектирования урока, мы можем надеяться на результат!
16 слайд – формула результата
Думаю, пояснять эту формулу нет необходимости. Под содержанием урока в данной «формуле» подразумевается не только содержание учебного материала, но и новые подходы к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. Характеристика деятельности учащихся с указанием, какое УУД эта деятельность может формировать, должна быть отражена в рабочей программе по каждому предмету, т.е. запланирована заранее в зависимости от содержания учебного материала, в разделе «календарно-тематическое планирование». При проектировании учебного занятия остается продумать, как распределятся формируемые на этом уроке УУД по его этапам. Очень помогает в этом технологическая карта.
В начале нашего разговора мы вели речь о необходимости вносить изменения в структуру урока. Рассмотрим один из вариантов урока «открытия новых знаний» .
17 слайд
Структура урока «открытия новых знаний»
Мотивация к учебной деятельности – самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание (П).
Актуализация знаний – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П), использование знаково-символических средств (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Целеполагание:
а) создание проблемной ситуации – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П), определение основной и второстепенной информации (П), волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р), учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).
б) определение темы и целей - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П), определение основной и второстепенной информации (П), волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р), самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П), учет разных мнений (К).
4. Построение проекта достижения цели - поиск и выделение необходимой информации (П), планирование (П), прогнозирование (П), планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (К), разрешение конфликтов (К).
5. Совместная деятельность по достижению цели, т.е. реализация проекта – смыслообразование (Л), анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П), определение основной и второстепенной информации (П), волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р), познавательная инициатива (Р), выдвижение гипотез и их обоснование (П), поиск необходимой информации (П), использование знаково-символических средств (П), установление причинно-следственных связей (П), построение логической цепи рассуждений, доказательств (П).6. Первичное закрепление достигнутых целей – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П), выполнение действий по алгоритму (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), осознание ответственности за общее дело (Л).
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П), выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П), установление причинно-следственных связей (П), построение логической цепи рассуждений, доказательств (П).
8. Рефлексия – рефлексия способов и условий действия (П), контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П), самооценка на основе критерия успешности (Л), адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л), учет разных мнений (К), следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Возвращаясь к постулату, что «все новое – это хорошо забытое старое», заметим, этапы «мотивация к учебной деятельности» и «актуализация знаний» имели аналоги в структуре традиционного урока: организационный момент и повторение изученного, поэтому и их планирование в соответствии со ФГОС незначительно отличается от традиционного, предполагает только более осознанные способы повторения.
Следующий этап современного урока, а, значит, и его подготовки - этап «Целеполагание», на этом моменте хочется остановиться отдельно. Этапа целеполагание в традиционном уроке не было, учитель, чаще всего, сам сообщал тему и цель урока.
18 слайд
Этот этап в современном уроке предполагает обязательное создание проблемной ситуации, т.е. использование технологии проблемного обучения.
Проблемная ситуация - осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, такого, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.
А познавательная активность приводит к результату, к знаниям, в конечном итоге.
Знания – дети удивления и любопытства – сказал французский физик Луи де Бройль.
Существует 2 типа проблемных ситуаций: • Проблемная ситуация с удивлением; • Проблемная ситуация с затруднением. 
Приемы создания проблемной ситуации
Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории
Организовать ситуацию, когда сталкиваются разные мнения учеников
Дать практическое задание, которое учащиеся не могут выполнить из-за недостатка знаний

Продумывание проблемных ситуации - один из самых трудных этапов проектирования современного урока. И даже, когда с этим успешно справляется учитель, его начинает волновать вопрос, как учащиеся сами должны сформулировать тему урока, если это, например, совершенно новое понятие.
С августа 2015 года на базе нашей школы идут курсы повышения квалификации «школьных команд». Лекции в августе читали преподаватели ВИРО, я позволю себе сослаться на информацию, полученную от них. Тема урока может быть названа детьми уже после решения поставленных задач, т.е. после достижения цели.
Самый сложный этап подготовки урока в начальной школе - построение проекта достижения цели. Житейский, а, главное, ученический опыт детей невелик, зачастую им сложно выстроить план работы над проблемой, приходится предлагать выбрать необходимые действия из предложенного списка, или убрать ненужные, или расположить предложенные действия в правильном порядке. Соответственно, подготовка этого, так называемого списка, тоже входит в процесс проектирования урока.
Несомненно, бывает, что дети идут не по тому пути открытия, который мы для них запланировали. И вот тут- то можно увидеть учителя – мастера, который умеет мгновенно оценить ситуацию, перестроить свою деятельность и сопровождать детей уже на том пути, который они выбрали, т.е. учитель, сколько бы труда он ни вложил в проектирование своего урока, должен уметь импровизировать, если это необходимо.
В течение урока должна проводиться самооценка, найти ей место в уроке – тоже задача учителя при подготовке к нему.
И наконец, рефлексия.
19 слайд
Рефлексѝя (в переводе с латинского — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Одним словом, самоанализ.
Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов и результатов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.
При планировании рефлексии урока необходимо так продумать вопросы для учащихся, чтобы получить объективную «картину» работы ребенка во время учебного занятия, его настроения и успешности/неуспешности.
Классификация рефлексии:
1) По форме выражения: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал). Я думаю, внимательные слушатели обратили внимание на то, что, говоря о подготовке урока, я практически не говорила о «новых технологиях». На курсах, о которых уже упоминалось, один из преподавателей ВИРО озвучил то, о чем давно думалось: новых технологий не появилось, используется новый подход – системно – деятельностный, при их использовании. Наиболее подходящими для реализации ФГОС он назвал технологии проблемного обучения, проектные технологии, игровые, коммуникативные. Останавливаться на их особенностях, я думаю, нет смысла, они чудесным образом отразились в известном высказывании Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Закончив проектирование урока, учитель должен … провести рефлексию своей подготовки, т.е. проверить, соответствует ли подготовленный урок критериям современного урока.
Критерии урока, спроектированного в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Наличие «новых» этапов урока:
целеполагание,
планирование деятельности по достижению цели, совместная деятельность по достижению цели,
рефлексия.
Осознанность процесса учения:
мотивация,
практическая значимость добываемых знаний, интегрированность знаний,
подведение итогов каждого этапа.
Наличие блоков самостоятельного получения знаний.
Максимальная передача функций учителя ученику.
Эффективное (адекватное целям урока) сочетание репродуктивного и продуктивного принципов обучения (работа по правилу и творчески).
Организация парной и групповой работы.
Система самоконтроля и взаимоконтроля.
Минимизация и вариативность домашнего задания.
Обеспечение психологического комфорта.
Наличие импровизации.
Эти критерии есть у каждого из вас в раздаточном материале, они помогут коротко проанализировать уроки, которые вы увидите через несколько минут.
Надеюсь, материалы нашей сегодняшней работы, помогут вам проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении современного урока. И в завершение хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС(для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО)г. Армавир2013 г.Автор Т.Ю. Бутурлакина Консультант Л.В. Бутурлакина
ФГОС.
Настольная книга учителя
В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.
Саратов
2013