Текстовое сопровождение к презентации Кто такой учитель-дефектолог


Направление ребенка к дефектологу порождает всевозможные страхи, прежде всего у родителей.
Рекомендация, которая пугает, - «дефектолог работает с детьми, у которых есть выраженные трудности, «дефекты». При этом родители не очень хорошо понимают, в чем специфика работы дефектолога. Когда речь заходит об этом специалисте, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться: «Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!»
К великому сожалению речь не только о родителях. Многие учителя не вполне разбираются в специфике работы учителя-дефектолога.
Слайд 2
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.
Т.е. это специалист, владеющий очень широким спектром различных дидактических приемов, технологий, методик работы с разными категориями детей. Специалист, обученный особым образом представлять суть программного материала, — не так, как это делает учитель-предметник.
Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики (можно сказать, объединяет медицину и педагогику) и включает в себя множество специальностей:
Слайд 3
олигофренопедагог – специалист, который занимается обучением детей с недостатками в умственном развитии. Он работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Олигофренопедагог оказывает помощь детям и с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе;
логопед – специалист, который занимается обучением детей, показания интеллектуального развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения. Он корригирует и устраняет недостатки речевого развития. Также логопед помогает восстановить речь взрослому человеку, перенесшему инсульт или травму;
сурдопедагог – специалист, который занимается обучением детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата; он работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми;
тифлопедагог - специалист, который занимается обучением детей, у которых нарушена работа зрительного аппарата, он работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими детьми.
Слайд 4
Цель работы:
Создание условий для развития и адаптации ребёнка в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой. (Прежде всего, учитель-дефектолог должен вызвать желание учиться посредством мотивации).
Максимальная компенсация отклоняющегося развития. (Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре).
Слайд 5
Ориентируясь на цели, специалист-дефектолог решает следующие задачи:
Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка.
Составление индивидуально-ориентированной адаптированной образовательной программы на каждого ребенка.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Динамическое наблюдение.
Консультирование педагогов и родителей ребенка.
Динамическое наблюдение
Слайд 6
Работа учителя-дефектолога содержит много направлений, основными из которых являются:
Сенсорное и сенсомоторное развитие.
Формирование пространственно-временных представлений.
Умственное развитие.
Нормализация ведущей деятельности возраста.
Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях, обогащение словаря, развитие связной речи.
Готовность к восприятию учебного материала.
Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала.
1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика - нет письма, нет письма - нет и связной речи.
2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «умственное развитие». (Мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления). ВПФ.
4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». У дошкольников это – игровая деятельность. У учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. Далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5 блок формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
6 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
7 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4 классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Слайд 7
Формами работы учителя-дефектолога являются:
- фронтальные занятия
- подгрупповые занятия
- индивидуальные занятия
У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе. При составлении плана занятий нужно учитываются возрастные категории и особенности индивидуального характера детей.
Структура дефектологических занятий интересна и разнообразна. Набор развивающих игр настолько велик, что дети, с большим интересом занимаясь, не замечают, что чему- то целенаправленно учатся.
Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях дети рисуют, лепят, играют с песком и водой, на ощупь угадывают предмет и определяют материалы, из которых он сделан, сортируют природный материал и т.д.
Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие. За каждым проблемным ребенком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого делает выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ.
Слайд 8
Мифы о работе дефектолога
Миф 1. Бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.
Слайд 9
Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия?
Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:
Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь ребенку научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектолог может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Родственные профессии.
Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.
Слайд 10, 11,12,13.
Известные ученые-дефектологи.
В специальном образовании нуждается немалое количество детей дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации.
В золотой фонд ученых-дефектологов входят:
Владимир Михайлович Бехтерев -
русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы, В 1907г. основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт -первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.
Алексей Николаевич Граборов -
русский олигофренопедагог, основатель системы воспитания сенсорной культуры.
Леонид Владимирович Занков
отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор оригинальной системы развивающего обучения (системы Л. В. Занкова).
Мария Семеновна Певзнер -
(российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог). Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной педагогической науки — клиническая дефектология. 
Федор Андреевич Рау -
дефектолог; один из организаторов высшего дефектологического образования. Занимался изучением, обучением и воспитанием детей с недостатками слуха.
Жозефина Ильинична Шиф -
дефектолог, психолог. Автор трудов по общим проблемам специальной психологии, изучению особенностей познавательной деятельности аномальных детей. Особое значение имеют исследования в области развития речи и мышления глухих детей.
Екатерина Константиновна Грачева -
(первый русский педагог-дефектолог). Около 40 лет своей жизни посвятила заботе о детях с глубокими физическими и психическими недостатками (среди воспитанников Грачевой были и слепоглухонемые). По инициативе Грачева и при её непосредственном руководстве были открыты в начале 20 в. приюты для слабоумных в Москве, Вятке, Курске и других городах России.
 Первый русский педагог-дефектолог, работавший с  умственно отсталыми детьми. Организовала в Санкт-Петербурге приют для детей с умственными и физическими недостатками. Доказала на опыте возможность развития детей с глубокой умственной отсталостью под влиянием воспитания и специального обучения. Автор оригинальных работ по специальной педагогике.
Всеволод Петрович Кащенко –
основоположник коррекционной педагогики. Выдающийся русский врач и педагог, руководитель первого санатория-школы для особенных детей.
Организовал в 1908 году в Москве частную школу-санаторий - одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. В полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления проблема большой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики. 
Иван Васильевич Маляревский -
врач-психиатр, педагог, психолог, писатель. Основал на одной из окраин С.-Петербурга доныне существующий приют для детей-идиотов, эпилептиков, умственно-отсталых детей, где их учат ремеслам, сельскохозяйственным работам и стараются ослабить влияние болезни и вредных привычек.
Л. С. Выготский -
дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии.
Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений в психологической педагогике: педологию и коррекционную педагогику. Он не является автором методик, но его теоретические разработки и наблюдения легли в основу практических систем известных педагогов (например, Эльконина). Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.
Груня Ефимовна Сухарева –
автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), советский психиатр, основоположник детской психиатрии в СССР. Известна первым в научной литературе описанием детского аутизма (1925г.)
Григорий Митрофанович Дульнев -
олигофренопедагог.
Занимался проблемами содержания и методов коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми; формирование личности ребенка с нарушенныминтеллектом и классного коллектива вспомогательной школы. В результате психолого-педагогических исследований, проведенных Г.М. Дульневым и под его руководством, выявлены пути совершенствования содержания и организации трудового обучения во вспомогательной школе. Разработаны педагогические средства повышения образовательной коррекционно-воспитательной роли труда.

Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.
Какими качествами должен обладать дефектолог?
Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование.
Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Дефектолог должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.
Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:
У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия;
Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая;
Наблюдательность и внимательность. Два этих качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение;
Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог;
Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями
Профессиональная деятельность и личность учителя - дефектолога
Опубликовано в Специальная педагогика и психологияКак и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.
Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:
Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).
Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).
Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).
Логопедия - с получением квалификации логопеда;
Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.
Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.
Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.
Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.
Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.
Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.
Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.
Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.
Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.
Психолого-педагогическая готовность заключается в:
• Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;
• Знании закономерностей социализации и развития личности;
• Знании целей и технологий воспитания и обучения;
• Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.
Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.
Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:
1. Умение ставить задачи.
2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).
3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.
4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:
самоанализ, самоотчет и т.д.
Содержание теоретической готовности:
Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.
Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.
Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...
Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:
Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.
Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога
Существует некоторая проблема, которая и подтолкнула меня к подготовке данного материала. Проблема заключается в выражении - «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться: «Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» Многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!