Проектирование урока с позиций требований стандартов нового поколения

Проектирование урока
с позиций требований стандартов нового поколения
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это: определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;       подбор материала для домашней работы учащихся;       определение способов контроля;       продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять.
В какой последовательности выполняются операции.
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Результат выполнения каждой операции.
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.
Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности


Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия




Деятель-ность учителя
Деятельность обучающихся





Познавательная
Коммуникатив-ная
Регулятивная

1. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвину-тые учении-ками гипо-тезы, орга-низует их обсуждение.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование
Фиксация в модели существен-ных отношений изучаемого объекта.
Организует учебное взаимодействие уче-ников (групппы) и следующее обсуждение составлен-ных моде-лей.
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Воспринимают ответы обучающихся
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Диагности-ческая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагности-ческая работа (на выходе):
- организа-ция дифферен-цированной коррекционной работы,
- контроль-но-оцени-вающая деятель-ность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату


Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.
В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее в виде таблицы основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
ЭТАПЫ УРОКА:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация субъективного опыта учащихся
Изучение новых знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания изученного
Закрепление пройденного материала
Применение изученного материала
Обобщение и систематизация
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Домашнее задание
Подведение итогов учебного занятия
Рефлексия.

Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС ?
Первое:
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второе.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата

Третье.
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
Четвертое.
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.
Таблица формирования универсальных учебных действий
на каждом этапе урока
Требования
к уроку
Урок
современного типа
Универсальные
учебные действия

Объявление темы урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока
Проводится рефлексия
 
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Пятое.
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Шестое.
Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
мотивационно-целевой;
процессуальный;
рефлексивно-оценочный
Седьмое.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое.
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Девятое.
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Технологическая карта урока математики 2 класс
Тема урока
Прием вычислений вида 36-2, 36-20

Тип урока
Урок открытия нового знания.

Цель урока

Познакомить с приемами устных вычислений вида 36-2, 36-20; отрабатывать изученные приемы устных вычислений; развивать умение решать текстовые и логические задачи; учить рассуждать, обобщать, делать выводы.

УУД
Личностные:
- умение применять правила поведения при сотрудничестве;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение принимать и удерживать учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение контролировать свои действия и действия другого;
- умение владеть способом самооценки;
Коммуникативные:
- стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;
- умение высказывать собственное мнение;
- умение понимать основания действий другого;
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
- умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами;
- умение анализировать, выделять существенное,обобщать, классифицировать по заданным признакам;

Планируемые предметные результаты
-знакомиться с приемом вычисления вида 36-2; 36-20;
-совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения, решать тестовые задачи;
-применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях.

Основные понятия
Однозначные и двузначные числа, разряды, свойства сложения.

Образовательные ресурсы:
УМК «Школа России» по математике; электронное приложение к учебнику М.И.Моро «Математика», 2 класс, учебник 1 ч.

Организация пространства
Коллективно – учебный диалог, групповая, парная, индивидуальная работа.




ХОД УРОКА:
Этапы урока
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

Планируемые результаты





Предметные
УУД

I.Организацион-
ный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель:
- выработка внутренней готовности к учебной деятельности











Каллиграфичес -кая минута
Цель:
-выработка правильного написания чисел; названия цифр, необходимых для записи числа
-Ребята, у нас сегодня праздник
- мы с вами принимаем гостей на своем уроке...
-Давайте с ними поздороваемся.
-Как вы думаете, зачем они к нам пришли?
-Для гостей - все самое лучшее, вот поэтому мы с вами должны работать на уроке так, чтобы гостям было интересно, радостно у нас.
-На ваших партах лежат рисунки солнца и тучек. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Чтобы записать сегодняшнее число, подготовим пальчики к работе.
Две веселые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
Посмотрите, как правильно нужно сидеть. (Следите за посадкой)
Пропишите число 11







Приветствуют. Демонстри -
руют готовность к уроку, слушают учителя

















Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. Прописывают двузначное число 11.

Личностные УУД
Определять и проявлять правила этикета.
Регулятивные УУД
Правильно формулировать собственное мнение.
Познавательные УУД
Выделять необходимую информацию
Коммуникативные
УУД
Уметь слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли. Коммуникативные УУД

II. Актуализация знаний
Цель:
- актуализация изученного материала;
- создание ситуации успеха
Организация устного счета:
1.Логическая разминка
(слайд №1)

2-3. Работа над задачами. Игра «День-ночь»

Индивидуальная работа двух учеников по карточкам (на доске),

затем проверка при помощи хлопков









4. Игра «Кто быстрее?» (слайд №2)

Задачи логические

Задачи в одно действие

Повторение свойств сложения
Карточка №1
2+7+3= 12
14+8+6=28
9+5+11=25
Карточка №2
2+8+2=12
11+8+9=28
8+5+12=25




37+2= 43+10=
42+6= 66+20=
91+5= 50+35=

Решают логические задачи
Показывают выбор действия задачи.

Двое на доске решают примеры.

Если правильно- аплодисменты, ошибка-тишина.





Двое у доски, остальные за партами.


Развитие логического мышления, умение решать задачи и складывать числа по- разрядно, без перехода через десяток, умение применять свойства сложения.

Регулятивные УУД
Контролировать свои действия и действия другого
Осуществлять контроль в применении способа действия.
Владеть способом оценки
Познавательные УУД
Владеть математическими терминами; прибавить, увеличить; владеть навыками сложения.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения

III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности
Цель: создание проблемной ситуации
Примеры в 3 столбика
-Определите, чем похожи примеры в 1 столбике, во 2 столбике, в 3 столбике? (слайд №3)
- В каком столбике примеры вам кажутся легкими и почему?
- А над заданиями каких столбиков нам надо еще поработать, чтобы также потом сказать: «Нам легко!»
- Кто же нам скажет, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
8-*=6 36-2=
*-4=5 69-4=
6-4=* 98-6=

36-20=
69-40=
98-60=




Анализируют, выявляют затруднения, ставят учебную задачу.









Регулятивные УУД
Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.



IV. Решение учебной задачи.
Цель:
- поиск решения учебной задачи,
- конструирование нового способа действия.
Выдвижение гипотезы. Организация поиска решения задачи в группах. (слайд №4)
Предложения групп о способе решения 36-2
-Выступление руководителя одной из групп и конструирование способа решения 36-2
-Обсуждение предложенного способа.
Фиксация способа в схеме
Подведение к выводу:
Сравнение способа с образцом учебника – записью ответа.

Принятие способа к действию.
- Ответы совпали! Может ли встретиться такая ситуация в других решениях?





Аналогичная работа 36-20=
(слайд №5)
36-2=









Зафиксировать способ в схеме



Сравнить полученный ответ с образцом учебника.







36-20=
Прослушива-
ние выступления.
Обсуждение предложенного варианта решения задачи.




Фиксация способа действия в схеме



Сравнивают способ с образцом учебника – записью ответа..

Делают вывод о правильности полученного способа вычитания и возможности его применения в других аналогичных случаях.






Знание принципа разрядности числа
Регулятивные
УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке Высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;


V. Динамическая пауза
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и восстановление физических сил ученика.
(слайд №6)
Встать и выполнить действия героев физминутки
Выполняют движения


Личностные УУД
Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.


VI. Решение частных задач
Цели:
- первичный контроль за правильностью выполнения способа действия
Организация работы посредством коллективно – учебного диалога.
Решение задачи №1 стр.59
(слайд №6)


Самостоятельная работа №4 (первый столбик на доске)


Решить задачу № 1 учебника стр.59



№4 стр.59


Выполняют вычитание №1 стр.59



№4 стр.59
Умение вычитать поразрядно, без перехода через
десяток
Регулятивные УУД
Принимать и удерживать учебную задачу.
Контролировать свои действия и действия другого;
Осуществлять контроль в применении способа действия

VII. Закрепление знаний, применение их на практике

Решение задачи (фронтально, один на доске) (слайд №7)
-Составьте задачу по краткой записи, расскажите ее соседу по парте.
-Решите задачу.
-Проверьте работу соседа.
-Давайте проверим решение на доске (слайд №8)

Было 45 руб. Истратили- 10 руб. и 5 руб.
Осталось -? руб.
Составляют задачу,
решают, проверяют самостоятельно
Затем сверяются с доской.
Умение решать текстовые задачи в два действия, умение применить полученные знания в жизни
Коммуникативные
УУД
Слушать и понимать речь других; работать в паре
Регулятивные УУД
Контролировать свои действия и действия другого.
Осуществлять контроль в применении способа действия.

VIII Домашнее задание
Цель:
- организация выполнения домашней работы
Инструктаж по выполнению и оформлению
стр. 59 №3, № 6, №5



Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания

Регулятивные УУД
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- организация рефлексии собственной учебной деятельности;

Организация рефлексии учебной деятельности.
- Какую цель ставили в начале урока? Научиться выполнять действие вычитания.
- Какое главное правило надо соблюдать при выполнении и сложения, и вычитания?

- С,59 (внизу) Решите устно. Кто может сказать, что научился этому?

-Оцените свою работу во время урока.(слайд №9)
Ответить на вопросы










Проанализиро-
вать свою деятельность на уроке.
Ответы на вопросы.
Фиксирование собственного нового знания











Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Регулятивные УУД
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.




Проектируя любой урок направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Используемая литература и источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.
4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.
5. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009.










15