Организационная модель управления качеством образования в ГБУ ДО ДДТ Преображенский


Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как должен производить оценку и решать, являются ли услуги учреждения дополнительного образования качественными?
Понимание разнообразных значений качества является обязательным условием для его оценивания. Важно ясно представлять себе, кем дается оценка качества: производителем или потребителем. Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают.
Слайд 1
Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый – это соответствие стандартам, его называют качеством с точки зрения производителя; второй – соответствие запросам потребителя, и в первую очередь обучающимся. Здесь качество образования – усвоенные им знания и умение использовать их – характеризует способность и возможность обучающегося удовлетворить свои потребности.
Таким образом, при решении проблемы оценки качества, мы имеем дело с установлением соответствия характеристик “продукции”, т.е. образовательных услуг требованиям потребителя, т.е. детей, их родителей, общественности. Слайд 2
Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие:
- изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ;
-разработку эффективного применения образовательных стандартов;
- оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств;
- оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;
-оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания;
- создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др.
Слайд 3
Изложение политики учреждения должно отражать:
· стратегию учебного заведения по отношению к качеству и требованиям;
· организацию системы гарантий качества;
· отношение между образовательной и другими визами деятельности в учебном заведении;
· обязанности организационных подразделений, педагогических кадров и частных лиц по отношению к гарантии качества;
· вовлечение обучающихся в процесс гарантии качества;
· методы, с помощью которых политика применяется, контролируется и проверяется.
Реализация требований качества полностью зависит от понимания УДОД (на всех их уровнях) того, что:
· их программы имеют ясные и эксплицитные ожидаемые результаты;
· их работники готовы и могут осуществлять образовательный процесс, что поможет обучающимся достичь этих результатов;
· предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу. Все учебные заведения должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования, предлагаемого обучающимся.
началась работа по разработке системы оценивания качества дополнительного образования, были разработаны основные критерии оценки качества образовательного процесса. Исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учреждении – отслеживание результативности обучения детей и оценка качества. Видны были только ребята, которые достигли определенных высот в овладении каким-либо делом, принимавшие участие в выставках, соревнованиях и концертах, но это лишь небольшая часть наших воспитанников. А как обучены другие? Как они усваивают материал, как овладевают знаниями, умениями, навыками? Как оценить качество их обучения? Исследовательская сторона возникшей проблемы определилась рядом вопросов по осуществлению оценки качества:
зачем?
кто и как оценивает?
что оценивать?
какие аспекты оценивать?
Коротко проанализируем эти вопросы и сделаем попытку сформулировать ответы на них.
Слайд 4
Итак, зачем оценивать? для планирования работы и оценки деятельности учреждения и его сотрудников, для аттестации педагогов, для оценки результатов отдельных детских объединений и обучающихся.
Слайд 5
Ответы на вопрос “кто и как оценивает?” сводятся к следующим вариантам: самооценка, оценка администрации и представителей вышестоящих органов; выводы аттестационной комиссии, оценка потребителями (дети, родители и общественность).
Слайд 6
К вопросу “что оценивать?” мы посредством анализа образовательного процесса выделили, на наш взгляд, то, что, требует особого внимания – объекты, их деятельность и результаты, а именно: деятельность элементов ДДТ (структурных подразделений, педагогов); деятельность обучающихся; результаты работы ДДТ; результаты педагогов; достигнутые результаты обучающихся. Слайд 7
Какие аспекты оценивать?
Рассмотрение четвёртого вопроса приводит к широкому кругу аспектов оценивания, среди которых выделяются оценки по: временным этапам (месяц, полугодие, год); охвату детей; массовым мероприятиям (соревнования, конкурсы, олимпиады, выставки и т.п.); первенству в этих мероприятиях (лауреаты, чемпионы, призёры, рекордсмены и т.п.); научно-методическому обеспечению; психолого-педагогическому обеспечению; материально-техническому обеспечению; профориентации; квалификации педагоговНи для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать по сути инновационным процессом, т.к. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа.
Слайд 8
Управление качеством дополнительного образования детей – комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия как на систему дополнительного образования детей в целом, так и на ее основные элементы, факторы и условия, с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования и результатов установленным и предполагаемым требованиям и нормам.
Учреждение дополнительного образования детей должно иметь политику и соответствующие процедуры гарантии качества и требования к своим образовательным программ и сертификатам. В своей работе мы также должны полностью посвящать себя развитию культуры признания важности качества и его гарантий. Для достижения этого ДДТ должны разрабатывать и применять стратегию постоянного улучшения качества. Стратегия, политика и процедуры должны обладать официальным статусом и должны находиться в свободном доступе. Они также должны отводить роль обучающимся, их родителям и другим заинтересованным сторонам.
 Слайд 9 Утверждение, мониторинг и периодические проверки реализуемых образовательных программ дополнительного образования
Гарантия качества образовательных программ ДДТ «Преображенский»включает в себя:
· разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения;
· постоянное внимание к учебному плану, составлению и содержанию программ;
· специфические требования к различным категориям обучающихся;
· доступность ресурсов обучения;
· официальные процедуры по утверждению программ вышестоящими организациями;
· наблюдение за прогрессом и достижениями обучающихся;
· регулярные проверки программ (включая проверку специалистами извне).
· участие студентов в процедурах гарантии качества.
Слайд 10. Оценка обучающихсяОбучающиеся должны оцениваться с помощью критериев, положений и процедур, применяемых согласованно и предъявляемых в образовательных программах.
Оценка обучающихся является одним из наиболее важных элементов и наименее проработанных в дополнительном образовании детей. Важно чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учетом существующих обширных знаний в области тестирования, анкетирования и проведения итоговых занятий. Оценка также предоставляет важную для учебных заведений информацию об эффективности поддержки обучения.
Процедуры оценки обучающихся ДДТ «Преображенский»:
составлена в соответствии с предполагаемыми результатами обучения и другими целями образовательных программ;
· соответствует своему назначению (диагностическому, воспитательному, текущему или итоговому);
· руководствуется четкими предъявляемыми в программе критериями;
· проводиться педагогами, понимающими влияние оценки на обучающихся в процессе приобретения знаний и умений;·
· гарантирует надежность оценочного процесса, в соответствии с установленными процедурами учреждения дополнительного образования детей;
· проверяется в административном порядке, что гарантирует точность всей процедуры.
4. Гарантия качества педагогического состава
УДОД должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлеченных в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки, и быть упомянуты в отчетах.
Педагоги являются главным ресурсом образовательного процесса. Очень важно, чтобы педагоги обладали полным знанием и пониманием преподаваемого предмета, имели необходимые умения и опыт для эффективной передачи знаний детям в рамках учебного контекста, и имели обратную связь с обучаемыми.
УДОД должны гарантировать, что пополнение штата сотрудников и процедуры назначения включают способы гарантирования, что новые сотрудники обладают хотя бы минимально достаточным уровнем компетенции. Педагогам предоставляется возможность повышать профессиональную квалификацию, и поощряется самосовершенствование. УДОД должны предоставлять педагогам с недостаточным уровнем компетенции возможности развивать умения до приемлемого уровня и обладать средствами лишения таких педагогов права на преподавание, если они продолжают демонстрировать свою недостаточную компетенцию. 
5. Ресурсы обучения и поддержка обучающихсяУДОД должны гарантировать, что ресурсы, доступные для обучения, являются адекватными и уместными для каждой предлагаемой образовательной программы.
Ресурсы могут быть как физическими (такие как библиотеки или компьютеры), так и человеческими (педагоги, наставники, советники и другие консультанты). Ресурсы обучения и другие механизмы поддержки должны находиться в свободном доступе, быть смоделированными в соответствии с нуждами обучающихся; обучающиеся и их родители должны иметь возможность высказывать свое мнение о предоставляемых услугах. УДОД должны вести постоянное наблюдение за эффективностью дополнительных услуг, проводить проверки и улучшать их. 
6. Информационные системы
УДОД должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления реализацией образовательных программ и другой деятельностью.
Самообследование или самооценка ДДТ — это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности. При отсутствии данных средств учебные заведения не будут знать, что в их системе работает хорошо, а что требует внимания, также не будут известны результаты нововведений.
Информационные системы, относящиеся к качеству, в некоторой мере зависят от местных условий, но они, по крайней мере, должны охватывать:
· прогресс обучающихся и уровень успеваемости по программе;
· удовлетворенность обучающихся обрзовательными программами;
· эффективность преподавания;
· состав обучающихся и его анализ;
· доступные обучающие ресурсы и их стоимость;
· главные показатели деятельности данного УДОД.
Также очень важно сравнение УДОД с другими аналогичными в Москве и за ее пределами. Это позволяет заведениям углубить уровень самопознания и найти различные методы саморазвития. 
7. Общественная информация
ДДТ «Преображенский» регулярно публикует свежую, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную), о предлагаемых ими образовательных программах и других услугах.
В осуществлении своей общественной роли, УДОД несут ответственность за предоставление информации о предлагаемых программах, об ожидаемых результатах этих программ, обучающих, оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных обучающимся. Публикуемая информация также может содержать описание достижений обучающихся и их характеристику на данный момент. Данная информация должна быть точной, беспристрастной, объективной и доступной. Данная информация не должна использоваться только в качестве маркетинговой акции. Учебное заведение должно проверить, что информация соответствует ожидаемому результату в отношении беспристрастности и объективности.
СЛАЙД 11- СХЕМА
Модель управления качеством дополнительного образования в ДДТ "Преображенский" носит организационный характер. Основная идея модели - это ступенчатый контроль за качеством образовательного процесса. Педагог 3 раза в год проводит вступительные, срезовые и итоговые контрольные занятия в различных формах, в зависимости от направленности их программ - тесты, смотры, выставки, концерты, исследовательские работы и т.д. ( разработаны методические рекомендации по каждой направленности и дидактический материал). Педагог в свою очередь сдаёт отчётную документацию по результатам образовательной деятельности каждый месяц заведующему отделом: это результаты мероприятий( как образовательного, так и воспитательного характера),и раз в год предоставляет результаты самоанализа профессиональной деятельности педагога. Заведующий отделом ежемесячно предоставляет отчёты своего отдела заместителям директора по УВР и ВР, где отражает всю деятельность педагогов своей направленности за текущий месяц. Заместители директора за полугодия составляют отчёты в виде общих каталогов и отчётов, не по направленности, а по тематике. На пример такие как: «Базовые национальные ценности в творчестве», «Мероприятия по духовно- нравственному воспитанию в рамках реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности граждан России», «Отчёт о реализации Программы по созданию условий для воспитания школьников» (по полугодиям). Помимо этого социально- психологической службой в течение года проводятся тестирования как обучающихся (тесты на лидерство, на сплочённость коллектива и т.д.), так и педагогов (тест на эмоциональное выгорание педагогов). В течение всего учебного года педагог подаёт информацию в методический отдел о всех мероприятиях своего объединения для последующей публикации на сайте учреждения. Контроль за управлением всего образовательного процесса возлагает на себя директор, предоставляя в конце года публичный отчёт об образовательной деятельности учреждения.
Управление качеством — это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Система качества образовательного учреждения является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон.
Цели в области качества дополняют другие цели образовательного учреждения, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью жизнедеятельности. Различные части системы менеджмента образовательного учреждения могут быть интегрированы вместе с системой качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы.
Система качества образовательного учреждения является основой постоянного улучшения процессов образовательного учреждения и предназначена для практической реализации стратегии образовательного учреждения по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом.
В узком смысле СЛАЙД 12управление качеством образования — это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников образовательного учреждения.