Конспект по литературному чтению Р.И.Фраерман Девочка с камнем

Р. Фраерман «Девочка с камнем».
Цели:
познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей;
развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;
создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Вот дан долгожданный звонок
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. Вопросах, которые чаще всего задают себе взрослые люди: слайд 1. Что такое целеустремлённость?
2. Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?
- А поможет нам в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и замечательное произведение, с которым нам предстоит знакомство.
Вам нужно правильно прочитать зашифрованный текст, тогда вы узнаете название сегодняшнего произведения.
ZWДЕLВОЧSКАVСWКАМJНЕМQ (Слайд 4)
-Как называется произведение, которое мы будем с вами читать? «Девочка с камнем». Его автором является  Фраерман Рувим Исаевич. Детский писатель. Родился в Могилеве в бедной еврейской семье. Там он провел детство и окончил реальное училище. Еще в школе полюбил литературу, писал стихи, печатал их. Был рыбаком, чертежником, бухгалтером, учителем. В годы гражданской войны в составе партизанского отряда сражался с японскими интервентами. Много интересных книг написал до войны, самая известная «Дикая собака Динко или повесть о первой любви. Послевоенное творчество Фраермана обращено, в основном, к детям и подросткам. Ищите и читайте интересные рассказы, повести этого писателя.
- Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)

Открывается запись:
Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем».
3. Активизация имеющихся у детей знаний.
- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется  Оглянись вокруг.
- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это рассказы.
- А значит описаны реальные люди и события. Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Рассказы М. Пришвина научили К. Паустовского «Заячьи лапы» заставили задуматься о Выставка рисунков
Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку.
агрессивность
ненависть
корысть
злость

доброта
решительность
настойчивость
упорство

жизнерадостность
честность
Лживость


смелость
трудолюбие
старательность


- Итак, какие качества вы для себя определили, как ведущие? (перечисляют качества)
- Почему вы для себя отметили именно эти качества?
- А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:
- умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.
- Это качество целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)
- Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению.)
- А вы можете сказать про себя: «Я целеустремлённый»? Сообщите мне об этом веером: 1 – да, я целеустремлённый; 2 – нет, я не целеустремлённый человек; 3 – я ещё не разобрался в этом вопросе.
- Многие из вас считают себя целеустремлёнными людьми. Какие качества характера должны вы у себя развить, чтобы быть целеустремлёнными? Перечислите какие качества вы определили для целеустремлённого человека? (Дети называют)- Как думаете, отличается ли целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей? Чем?
- Для того, чтобы вы смогли для себя выделить некоторые качества целеустремлённого человека, познакомимся с произведением Р. Фраерман «Девочка с камнем».
4. Подготовка к первичному восприятию.
- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока. (Высказывания детей.)- Конечно, каждый из вас непременно рассказал бы замечательную историю, назвав её «Девочка с камнем».- А вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его.
5. 
·Знакомство с произведением. Читаем цепочкой.

6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
- Понравилось ли произведение? Кто в нём привлёк ваше внимание? Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера? Используйте веер: 1 – качествами характера; 2 – внешностью; 3 – не разобрался в этом вопросе.
- Я вижу, что Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.)
- Чтобы точнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тексту и используем его в качестве аргументов при ответах на вопросы.
- Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.) Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова быласлайд

- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? (Нет.) С какой целью тогда автор использует данный художественный приём? (Если дети не дают на него чёткого ответа, то вопрос остаётся открытым до конца урока.)
- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (, так как она плохо говорила по-русски.)- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.) Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. ( ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.) слайд
- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Используйте для ответа на вопрос веер: 1 – да, 2 – нет; 3 – ещё не разобрался в этом вопросе. Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.) Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
- «Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты».
- Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.) Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)
- Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких? (Смелость, решительность.)- Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)
- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. ( маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)
- Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.)
- Как учительница повела себя, увидев Аню? (крепко обняла её.) Почему? Используйте веер для выбора и показа ответа на этот вопрос:
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу
- Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.) А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)
- Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедова – целеустремлённого человека.)
- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)
- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.)
- Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.)
- Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами? (Да.)
- Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? (Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.)
- Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости и решительности, настойчивости и упорства, многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Достигли ли мы цели, поставленной на урок? (Да.) Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям. Продолжите фразу
Урок привлёк меня тем, что
Урок показался интересным .
Я задумался
- Что же видно, что на уроке вам было легко и интересно, каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Оценки ..
Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель – выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу.
Домашнее задание: 1) стр. 43-46 перечитать, ответить на ?,тетрадь стр. 75
2) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста 3) составить и записать рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?»
- Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации».
- Спасибо за урок.






Рисунок 2ђ Заголовок 115