Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта


Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта
В статье рассмотрены универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, и представлен ряд заданий, направленный на их формирование на уроках математики в 5 классе.
Великая цель образования -  не только знания,
но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон
Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательной, активной деятельности учащихся. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. 
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком — совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования [2] выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие математические способности школьников, как: математическая интуиция; логическое, пространственное, техническое мышление; способность к конструктивно – математической деятельности; комбинаторный стиль; алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; также владение символическим языком математики; способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Рассмотрим ряд заданий, использование которых на уроке математики в 5 классе, способствует формированию УУД учащихся:
1. а) Выполните действия:

б) Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте жёлтыми.
2. Решите уравнения и раскрасьте картинку.

№ Уравнения Ответы Цвет
1 5x=43587 Красный
2 y+45=260215 Жёлтый
3 11∙z=23121 Синий
4 y-136=0,5136,5 Серый
5 49,4-z=28,321,1 Белый
6 1000:x=4250 Чёрный
Задание №1 и №2 направлены на формирование вычислительных навыков, умения решать уравнения, а также формирование личностных УУД, таких как аккуратность при выполнении работы, развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания и др.
3. Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат: а) на треугольник и пятиугольник; б) на два четырёхугольника, не являющихся прямоугольниками. Ответ:

4. В каждой из четырёх фигур, расположенных правее фигуры А, дорисуйте недостающие отрезки, чтобы получилась такая же фигура.

5. Из каких фигур можно составить красный треугольник? Раскрасьте их синим карандашом.
Выполнение данных заданий направлено на формирование у учащихся понятия плоской фигуры, а также умений строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.
Задание №3-5 направлены на формирование познавательных УУД, таких как общеучебные УУД (умение самостоятельно применять свои знания на практике, поиск и выделение необходимой информации, моделирование) и логические УУД (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты), действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.В статье рассмотрена лишь малая часть примеров, реализация которых направлена на формирование УУД.
Таким образом, целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности реализации ФГОС. Литература:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования 2012 года: сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации – 2011 [Электронный ресурс] — URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?events_sections=8.
Программа развития универсальных учебных действий: сайт Федерального Образовательного Стандарта – 2008 [Электронный ресурс] — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 40 сФормирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.