Проектирование универсальных учебных действий как составляющая успешности обучения в школе и реализации ФГОС НОО и ООО.


Выступление на педагогический совет по теме:
Проектирование универсальных учебных действий как составляющая
успешности обучения в школе и реализации ФГОС НОО и ООО. Слайд 1
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
без помощи учителя».
(Э. Хаббард)
Слайд 2
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. В связи с этим на сегодняшний день наиболее востребован активный, думающий человек, способный творчески подходить к решению задач, ориентироваться в большом потоке информации, преобразовывать ее и использовать в жизненных целях, человек, обладающий установкой на рациональное использование времени и проектирование своего будущего.
Поэтому нам важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. В связи с этим ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Слайд 3
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Как же спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты - УУД?
Какие заданий целесообразно отобрать для урока?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока.
Слайд 4
Это:
определение цели и задач;  
отбор содержания учебного материала;   
подбор методов и приёмов обучения;  
определение форм организации деятельности учащихся;    
подбор материала для домашней работы учащихся;   
определение способов контроля;      
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;   
подбор вопросов для подведения итога урока.
Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Слайд 5
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.
Приоритетными задачами современного урока становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.
Для того, чтобы учесть требования федерального государственного образовательного стандарта по формированию УУД для организации учебного процесса можно использовать технологическую карту урока.
Слайд 6
Сам термин «технологическая карта» носит технический характер, но если применить этот термин в педагогике, то получится следующее «Технологическая карта урока - это современная форма планирования урока, в которой содержится процесс взаимодействия педагога и обучающихся, то есть описывается деятельность с указанием операций, их составных частей».
Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».
Цель составления технологической карты как и рабочей программы состоит в превращении мысли в действие.
Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить?», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
Технологическая карта урока позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Информация слайда 7: При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат)
Этапы работы над технологической картой: слайд 8
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм  работы на уроке:
 - индивидуальная;
 - фронтальная;
 - парная;
 - групповая.
Наиболее удачной формой для технологической карты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Предлагаю вам несколько форм построения технологической карты урока. Слайд 9-10
Вариант 1.
Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы, приемы и формы обучения Прогнозируемый результат образовательной деятельности Учебно-методическое обеспечение
Вариант 2.
Этап урока, прогнозируемый результат Время, мин Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы приемы и формы обучения Примечания
Вариант 3.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Технологическая карта отличается от традиционного конспекта только формой.
В начале технологической карты дается традиционная «шапка», Слайд 11
Технологическая карта урока ____________класс
Тема урока: __________________________
Место урока в данной теме: ______________________
Формы работы: _____________________________________
Тип урока: ______________________________________
Продолжительность урока:_____________________
далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр.
Слайд 12
Этапы урока могут следующими:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация субъективного опыта учащихся
Изучение новых знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания изученного
Закрепление пройденного материала
Применение изученного материала
Обобщение и систематизация
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Домашнее задание
Подведение итогов учебного занятия
Рефлексия.
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:— Этап организации учебного занятия;— Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;— Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);— Этап подведения итогов учебного занятия;— Рефлексия.
Наибольшие затруднения при составлении технологической карты вызывает конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Слайд 13
Деятельность учителя может быть выражена следующими формулировками: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний и так далее.
Слайд 14
Деятельность учеников может быть отражена в технологической карте урока следующими фразами: по очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов (предложений), выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы после наблюдений, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) и другими.
Обучение, с использованием технологической карты, позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Слайд 15(слова Чехова А.П.)