Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»

Итоговая аттестационная работа по предметной области
«Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»

Первый вопрос *Сформулируйте основные педагогические задачи, которые Вы ставите (или планируете поставить) в рамках Вашей профессиональной области? Какие типы педагогических технологий, представленных в разделе 1 курса, Вы можете применять для решения этих задач?
Концепция модернизации российского образования стала выдвигать существенно новые социальные требования к системе школьного образования. Первостепенная задача - необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, повышение современного качества образования, развития личности, его познавательных и созидательных способностей. Но повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительных нагрузок на учащихся, а благодаря совершенствованию форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение новых образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Школьник должен не только готовиться к взрослой жизни, не просто приобретать знания, а участвовать в различных видах ее деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт учителю существенную возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
- создавать такие педагогические ситуации общения на уроках, которые позволяют каждому ученику проявить инициативу;
- содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, тем самым повышать учебную мотивацию более слабых учеников;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечивать деятельный характер путем включения учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Педагогическая задача возникает всякий раз тогда, когда нужно перевести учеников из одного состояния в другое: приобщить их к определённому знанию, сформировать умения, навыки (не знал – узнал, не умел – научился, не понимал – понял) или же переделать одну систему знаний, умений, навыков в другую (Н.В. Кузьмина).
Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек - наивысшая цель современного образования. Главная цель, которая должна ставиться перед школой - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию ученика, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать условия для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха.
Педагогическая задача – это субъективный способ отражения педагогической ситуации в сознании педагога и воспитанников, это образ педагогической ситуации, её восприятие педагогом или воспитанником, отражение в сознании и деятельности. Ситуация становится задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности (ситуация + цель = задача).
Среди педагогических задач выделяют следующие:
- стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют существенные изменения в учении или в его индивидуально - личностных свойствах, качествах, имеющие принципиальный характер для достижения долгосрочных педагогических целей. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические;
- тактические задачи чаще относятся к стилю профессионального поведения, деятельности и отношений педагога, которые необходимы для достижения педагогического результата;
- оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности. 
Г.А. Балл выделяет две категории действий и, соответственно, задач:
- действия, составляющие собственно учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены эти действия (учебные задачи):
- действия, которые субъект должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые он должен научиться решать (критериальные задачи) [1].  1 См.: Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М., 1990. - С. 139. 
Для меня решение таких педагогических задач – это решение вопроса о том, какая именно педагогическая помощь требуется ученику в данный момент времени (сопровождение, поддержка или руководство). Решение этой задачи требует определённого уровня компетентности. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, учитель должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности. Самореализуясь и самоосуществляясь, учитель не просто функционирует в обществе, а вкладывает себя в его ценности, в учеников, а значит и в общественное производство.
Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Часто задача определяется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения». Я считаю, что в этом определении раскрывается не только объективный характер педагогической задачи, но и потребность в анализе, моделировании, отборе наиболее правильных вариантов решения. Действия, как осознанный акт решения задачи проходят в своём развитии от действий по образцу до творческих действий.

Второй вопрос *Каким образом (какими средствами) возможно внедрение компетентностного подхода в Вашей предметной области? Если он уже реализуется Вами, то какие основные сложности в его осуществлении Вы видите и как их можно преодолеть? Какие ключевые направления совершенствования контрольно-оценочной системы в Вашей организации Вы считаете необходимыми и почему?
Современная школа обладает огромным набором форм, методов, средств обучения, основным типом обучения выступает вербальный: использование печатного текста и устной речи, где учитель в основном передает знания учащимся и контролирует уровень их усвоения.
Под влиянием ситуации на рынке труда, ускоренным развитием общества, информационной среды система обучения стала устаревать. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у учащихся таких качеств, как мобильность, гибкость, инициативность, инновационность, динамизм и конструктивность. Ученик должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, а главное - уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть и пользоваться новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной личности требует от учителя применения совершенно новых приемов, методов и форм работы, поэтому необходимо прежде всего применять активные методы и формы обучения, развивающие технологии, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности учеников.
Компетентностный подход не отрицает, но существенно изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений, а все остальные знания рассматриваются как справочные, которые хранятся в Интернете, справочниках, а не в головах учеников, а при необходимости они уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
ЗУНовский и компетентностный подходы близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, а второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. На смену пришли надпредметные образовательные результаты, поэтому приходится осваивать для себя новые позиции: партнера, эксперта, организатора самостоятельной деятельности. Вместе с учениками, осваивая новые технологии, учу их работать в группе, организовывать учебные дискуссии.
На уроках технологии учу учеников задавать вопросы, объясняю им, что необходимо сначала выслушать мнение всех, но при этом за ними сохраняется право согласиться или не согласиться с мнением большинства, они должны всегда аргументировать свое мнение. Я стараюсь поддержать учеников, когда они делают ошибки, объясняю им, что "не знаю", "не умею", "не понимаю" - это не стыдно, а только первый шаг к "знаю", "умею", "понимаю".
На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции школьников, учу их:
всегда точно формулировать мысли по теме;
исследовать различные варианты решения задач, при этом выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии;
выбору основного содержания из прочитанного или услышанного;
работать в сотрудничестве при выполнении общего задания (ученик-ученик, ученик-учитель);
оценивать результат своей деятельности.
  Одной из главных задач для меня – обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учета индивидуальных возможностей каждого, стараюсь привлечь к осмыслению личного социального опыта, побуждаю высказывать собственное мнение, даю возможность выразить личностную оценку, создаю условия для свободного творческого самовыражения.   
Для проведения текущей и промежуточной диагностики использую тестовые методики. Анализ их выполнения учениками дает мне информацию о типичных ошибках, допускаемых учениками, позволяет провести анализ, сделать выводы о том, какие образовательные навыки отработаны, а на чем нужно заострить внимание.
Серьезное место отвожу формированию умения учеников создавать и публично  представлять  собственные творческие   продукты – ученические    проекты.   Проекты ориентирую на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.   При   организации   проектной  деятельности делаю акцент на закрепление уже полученных навыков владения основными исследовательскими методами, таких как: анализ изученной литературы, поиск новых источников информации, объяснение полученных результатов, выдвижение новых проблем, методов их решения.
Компетентностный подход также требует и изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.
В каждой из ключевых компетенций возможно выделение трёх основных составляющих, подлежащих оценке:
- знания и умения;
- ситуационное поведение;
- способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций.
Контрольно-оценочная система выполняет обслуживающую функцию по отношению к содержанию и организации образовательного процесса и не имеет самостоятельных целей. Необходимо оценивать индивидуальный творческий компонент, ученик должен знать, что от него ждёт учитель, поэтому будет стремиться оправдать эти ожидания.
В своей работе при выставлении оценок ориентируюсь на сравнение сегодняшних достижений ученика с его собственными вчерашними достижениями.
В нашей школе отдаётся приоритет письменной формы оценке знаний над устной, стимулируется результат текущего контроля, самостоятельных и контрольных работ в итоговой оценке. Хорошо бы ввести многобальную шкалу оценивания с сохранением пятибалльной шкалы в качестве основы; внести изменения в систему оценивания; отказаться от привычной ориентации на «среднего ученика» и перейти к индивидуализированной форме и средствам контроля; постараться отслеживать динамику изменения личностных достижений ученика, оценивать комплекс работ, выполненных за определённый период; перейти на накопительную систему. Каждый ученик в образовательном процессе движется по своей индивидуальной траектории, поэтому оценивать всех учащихся по единым критериям и в тоже время невозможно.

Третий вопрос *Какими основными качествами из перечисленных в разделе 4 курса обладают реализуемые Вами педагогические технологии? Формализуйте (опишите) одну из используемых Вами педагогических технологий в соответствии со структурой, представленной в теме 4.4.
 Здоровье - это величайшая ценность человека. По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей проблемой  медиков, учителей и родителей. И решение этой проблемы зависит  от внедрения в процесс обучения  здоровьесберегающих технологий, под которыми понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.
Именно поэтому на своих уроках использую здоровьесберегающие образовательные технологии, которые выражаются в:
равномерном дозировании учебной нагрузки;
построении урока с учетом работоспособности учащихся, их динамичности;
соблюдении гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота).
знании правил техники безопасности при работе в кабинете Технологии;
профилактика травматизма на рабочем месте.
При изучении темы «Интерьер жилого дома» обращаю внимание на то, что при обустройстве жилища следует учитывать ряд факторов, влияющих на здоровье. Например, электроприборы являются источником электромагнитных излучений и поэтому при оборудовании помещения нужно грамотно размещать бытовую технику.
Рассматриваем, как влияют комнатные растения в интерьере на работоспособность человека. Говорим о том, что растения очищают воздух, что особенно важно на кухне, и способствуют повышению влажности воздуха. Занятия комнатным цветоводством удовлетворяют потребность человека в общении с природой.
При изучении раздела «Технология обработки пищевых продуктов» знакомлю, учащихся с различными технологиями приготовления кулинарных блюд, сообщаю основные сведения о здоровом питании, здоровом образе жизни по следующим направлениям:
связь между здоровьем и питанием;
важность сбалансированного рациона;
о вреде переедания;
важность соблюдения режима дня, режима питания, гигиенических правил питания;
как правильно питаться, если занимаешься спортом;
чем нужно питаться в разное время года.
При изучении раздела «Технология обработки ткани» учащиеся узнают, почему одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами, обеспечивает кожное дыхание, не сковывает движения человека, что правильно подобранная одежда защищает от неприятных факторов внешней среды, от чего в немалой степени зависит его здоровье и самочувствие.
Обучая учеников работе на швейной машине, уделяю внимание правилам безопасной работы и санитарно-гигиеническим требованиям, говорю о том, что невыполнение этих правил приводит к преждевременной усталости, а неправильное положение корпуса способствует появлению сутулости, развитию близорукости.
В результате моей работы у учеников формируется привычка заботиться о своем здоровье, воспитывается сознательное и активное отношение к нему, они осознают необходимость активных действий для укрепления здоровья, пропагандируют здоровый образ жизни, это способствует развитию общекультурной компетенции, учебно - познавательной, компетенции личностного самосовершенствования
Обучаю безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием, своевременно провожу инструктажи по ТБ. Особое внимание придаю формированию культуры труда, бережному отношению к оборудованию, рациональному использованию материалов.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности, целеустремленности и успешности, создать ситуацию, в которой каждый будет чувствовать себя уверенно, стараюсь вовремя поощрить, а главное слушать мнение детей, их предложения и замечания с заинтересованностью.
 Физкультурные минутки и паузы во время уроков технологии способствуют повышению внимания, активности детей на уроке. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  учеников; предупреждению их переутомления а уроках; улучшению психологического климата в коллективе; повышению концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Четвертый вопрос *Какие из представленных в курсе технологий Вы находите наиболее подходящими для Вашей предметной области? (Достаточно рассмотреть 3-4 технологии или их вида). Ответ аргументируйте. В чем состоят ограничения других технологий при их реализации в Вашей предметной области? (1-2 примера ограничений вполне достаточно).
Наиболее подходящими в своей области считаю такие технологии, как технология проблемного обучения, информационно – образовательные технологии, игровые технологии и здоровьесберегающие технологии (о ней я рассказала выше). Остановлюсь на каждой из них подробнее.
При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися происходит в процессе выполнения проекта. «Учебный творческий проект» - самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, которая соответствует его возрастным возможностям и выполненная с обобщенным алгоритмом проектирования: от выдвижения идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, опыт или знания, приобретенные самостоятельно. 
Программой по предмету «Технология» предусмотрено выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Я уже нескольких лет применяю метод проектов в обучении технологии. Так, в 5 классе учащиеся, овладевая проектной деятельностью, имеют возможность применять полученные теоретические знания на практике при выполнении проекта «Фартук» начиная с выбором фасона, ткани, методов отделки фартука и заканчивая самостоятельной раскройкой выкройки и пошивом готового изделия.
Кроме того в перечень  творческих проектов учащихся входит: панно для украшения комнаты (ткань, бисер); вышивка - древнее рукоделие; игрушки – подушки; подарок для друга.
Урок с использованием информационных технологий становится наиболее интересным для учеников, а поэтому становится более эффективное усвоение знаний учениками, улучшается уровень наглядности на уроке. Достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы), но компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках технологии я использую презентации, видеофильмы, которые составляю как сама, так и с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернета.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного и проверить знания тоже проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Именно поэтому при активном использовании информационно - компьютерной технологии в школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, выражать свои мысли на бумаге, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать вывод и принимать решение, что повышает интерес к изучаемым предметам.
Игровые технологии – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и темнее менее необходимая. Игра оказалась серьёзной и трудной проблемой.
В современной педагогике игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра даёт возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Комплексное использование игровых технологии в учебном и воспитательном процессах улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность учеников.
Ограничением использования других технологий, считаю технологию «Система инновационной оценки «Портфолио», наверно потому, что она осталась менее изучена мною. Освоением этой технологии я занимаюсь сейчас.

Пятый вопрос *Какие основные принципы, установленные ФГОС, Вы соблюдаете при формировании и/или реализации педагогических технологии в Вашей предметной области? На удовлетворение каких требований Стандарта направлены реализуемые Вами педагогические технологии?
В новые ФГОС заложено требование, при котором ученик должен овладеть универсальными учебными действиями (УУД) – личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными, знания должны быть метапредметными, педагогика мыследеятельностной, подходы к обучению компетентностными, практико-ориентированными. Таким образом учитель сталкивается с треугольником проблем урок – ученик - учитель при переходе от индустриального способа обучения к современному информационному.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, при котором все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и всегда имеет прогнозируемый характер. Преимущество этих технологий состоит в усилении роли самостоятельной работы учеников, но еще и в нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации учебного процесса, содействие контролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учеником определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учиться самостоятельно добывать знания, уметь их перерабатывать, отбирая нужные, связывать с другими.
Широкое повсеместное внедрение информационных технологий создают благоприятные условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников. Я считаю, что результатом использования современных педагогических технологий является стабильное качество знаний по предметам, которые я преподаю 68 - 85 %, а также уровень обученности – 100%.
Данные технологии, которые я стараюсь эффективно использовать, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая преимущественно направлена на достижение цели современного образования – развитие личности ученика, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, с помощью которых можно добиться и хороших результатов учебы.
Сосредотачивая свои усилия на повышение качества и эффективности учебной, воспитательной работы средствами современных информационных технологий, я добиваюсь хороших результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует всестороннему развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.

зђ Заголовок 215