Интеграция образовательной области «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в работе по здоровьесбережению.


Е.М. Казанцева
руководитель физического воспитания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Частинская начальная школа – детский сад
Пермский край, с. ЧастыеИнтеграция образовательной области «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в работе по здоровьесбережению.
В течение ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время инновационный процесс, в связи с введением в практику дошкольных учреждений Федерального государственного стандарта, приобретает особый статус.
В связи с этим освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно – образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников становится необходимым условием деятельности дошкольных организаций.
На сегодняшний день физическое развитие перестает восприниматься как узкая дисциплина, она становиться естественной составляющей общечеловеческой культуры, ведь в настоящее время акцент сформирования знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.
Если раньше на занятиях физкультуры обучали дошкольников основным видам движений и формировали у них двигательные навыки, то сейчас приобщение ребят к физической культуре это творческий процесс. Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
Результатом дошкольного физкультурного воспитания должен стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, который включает в себя:
эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены соблюдению режима дня;
начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;
начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;
навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.
Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности: это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание  и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, двигательная активность, а также игры с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы с детьми дошкольного возраста.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Задачи интеграции можно решить в различных видах деятельности, при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д.
При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья.
Таким образом, интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в работе по здоровьезбережению как ведущий принцип организации деятельности в дошкольном учреждении должна быть направлена на достижение одной цели – формирование здорового образа жизни.