Урок русского языка в 7 классе Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е


Открытый урок в 7 классе
1слайд
Тема урока: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е
Цели урока:
1. Образовательная: закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на -о и -е;
- обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;
- выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
2. Развивающая:
-способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
3. Воспитательная:
-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, фонозапись.
Содержание урока
Оргмомент.
–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.
Обратимся к строчкам Р. Рождественского:
(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):
2слайд
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви-
С любви!
Я это точно знаю.
Р. Рождественский.
-Ребята, о чём этот прекрасный текст?
-А что начинается с любви?
-Какой частью речи являются выделенные слова?
2. Закрепление изученного материала.
-Сегодня мы закрепим сведения о слитном и раздельном написании не с наречиями на–о, -еСформулируйте, пожалуйста, вопросы по заданной теме урока.

-Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно, а когда раздельно?
-Итак, цель урока мы вместе определили.
- А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, мы поработаем.
3слайд
- Подберите к фразеологизмам синонимы.
Встать ни свет ни заря, жить душа в душу, рукой подать, хоть пруд пруди, мчаться во весь дух, работать засучив рукава, у черта на куличках, на весь золота.
4слайд
а) Опрос
-Какую часть речи называют наречием?
-На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?
-Наречия имеют окончания? Почему?
-На какие разряды делятся наречия?
-А что вы можете сказать о количественном составе наречий? Наречий каких групп больше?
Как образовался термин «наречие»?
Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие». Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.
5cлайд
Фонетическая разминка.
А,Б,В!Г,Д,Е!Ё?И!Й.К!Л,М,Н,О!П.Р.С.Т.У?Ф!Х,Ц,Ч.Ш!Щ,Ъ.Ы!Ь.Э?Ю!Я!
6слайд
б) Анализ текста
Туман расст…лавшийся над равниной постепенно, несмело исчезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.
Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.

-Прочитайте тест выразительно. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
- Расставьте запятые
-Как бы вы его озаглавили? (Солнечные лучи)
-Определите главную мысль.
(О живительной силе солнечных лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы)
-почему бабушка принесла эти продукты? чем они ценны?
7слайдf6с66666666лайд
92c9475c1739aa5d352
Издавна хлеб является пищевым продуктом номер один, основой питания. Он обладает постоянной, не снижающейся при ежедневном употреблении усвояемостью, что связано с его строением, консистенцией и химическим составом. Хороший вкус и запах свежего хлеба возбуждают аппетит и способствуют пищеварению. Пищевая ценность во многом зависит от сорта муки и рецептуры хлеба. Чем ниже сорт муки, тем больше в ней содержится питательных веществ, и чем выше сорт муки, тем больше в ней крахмала и меньше витаминов и минеральных элементов, что сказывается на пищевой ценности хлеба.
8слайд

На Руси до времен Екатерины II (когда в Россию был завезен картофель) репа была одним из основных пищевых продуктов на столах наших предков.
Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении веков в Европе и в России. "Проще пареной репы" (доступнее) ничего не было. «Репница» - самая распространенная старинная похлебка из репы с солодом. Репа является близким родственником капусты и происходит из Сибири. Репа обладает не только желтым цветом, но и по содержанию и сочетанию различных минеральных веществ и витаминов является поистине «золотым» овощем. По содержанию витамина С репа почти вдвое превосходит апельсины, лимоны и капусту. А ведь они считаются чемпионами по содержанию аскорбиновой кислоты. Кроме того, в репе есть витамины А, В1, В2, В5, каротин, калий, кальций, фосфор, магний, железо, натрий, сера, небольшое количество марганца и йода. Репа включает в себя целый набор необходимых человеческому организму минеральных солей, которые придают ей целебные свойства. Соли серы, к примеру, очищают и обеззараживают кровь, расщепляют камни в почках и мочевом пузыре. Они оказывают полезное действие при инфекциях, кожных заболеваниях и бронхите.
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман - основатель валеологии).
9слайд
-Найдите в тексте наречия и определите их значения.
постепенно. несмело исчезает - образ действия
благодарно говорит - образ действия
оттуда поднимается - место действия
ещё сумрачно – время
сумрачно – состояние природы
хорошо – состояние человека (слова-категории состояния)
-Какую роль в тексте они выполняют?
-Делают речь более чёткой и выразительной.
-Назовите наречие с не в тексте и объясните его написание. (несмело)
- Синтаксическая зарядка.
10 слайд
в) Объяснить написание слов с НЕ.
( 3 ученика у доски)
Распределить слова по группам:
1-не с существительными,2- не с прилагательными, 3-не с наречиями.

(Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно, (не)интересная книга; убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока; долгое (не)настье; (не)заметно подошел; (не)брежный вид; вовсе (не)интересный; идти (не)уклюже; (не)глубокая, а мелкая река; (не)быстро, а медленно.
- вывести формулу написания не с данной частью речи и сделать вывод.

г ) Работа с учебником
Рассмотрите таблицу на 98 стр. учебника и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имён существительных и прилагательных, или правила разные?
11слайд

Вывод: наречия на О,Е пишутся с НЕ …..
12слайд
-
д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления
-Соедините части слов, записанные в два столбика
Записать в тетради номера частей слов.
вовсе не 1) да
не 2) довать
недол 3) ливыйнеле 4) строит
неправ 5) а злой
него 6) да
невеж 7) соко, а низко
не ту 8) красиво
не вы 9) по 10) не добрый 10) го13слайд
Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.
(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).- Объясните правописание не с разными частями речи.
- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?
3. Релаксация (под ф/запись «шум моря»)
-Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.
Сядьте удобно, расслабьтесь.
Закройте глаза и представьте, что вы на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…
Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.
14слайд
4. Отработка навыка
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:
а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)
в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)
Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)
б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо)
в) смелость, парта, ульи, потолок (мало)

-Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.
-Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
-Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним:
Ответ.
Близко – недалеко – далеко
Низко – невысоко – высоко
Тихо – негромко – громко
Плохо – нехорошо – хорошо
Медленно – небыстро – быстро
Мало – немного – много
15 слайд
Б) выборочный диктант
-Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.
( 2 ученика у доски)
Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне (не)множко жутко, так как я ничего, даже воды (не) вижу, но я все же ничем (не) выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь (не)сколько посветлела.
От земли поднялся туман. На его сером фоне (не)ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности чувствуется что-то суровое. Я (не) знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не) могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
16слайд
Слитно Раздельно
немножко не вижу
небольшой не выдаю
несколько не знаю
неясно не могу
неподвижность невольно неожиданность немедленно 17 слайд
5. Тестовые задания
1. В каких из данных слов не пишется слитно:
А) (не)погода
Б) (не)серьёзно, а беспечно
В) (не)правильно пишет
Г) (не)цветёт
2. В каких из данных слов не является приставкой:
А) вовсе не легко сделать
Б) (не)взлюбитьВ) (не)сложная задача
Г)(не)годовать3. Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:
А) поступил (не)лепоБ) написал (не)брежно, но правильно
В) повторил (не)быстро,а медленно
Г) выглядел отнюдь (не)красиво
4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:
А) (не)разумно,а глупо
Б) (не)погода
В) (не)большой,но рыбный
Г) ничем (не)выдаю
5. Не является частицей:
А) (не)ряхаБ) (не)ясная погода
В) (не)навидитГ) (не)любит
5..Подведение итогов и домашнее задание.
-О чём мы говорили на уроке?
-.Повторить параграф 13. выполнить упр. 231.