Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных


Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1 урок

Тип урока: изучение нового материала
1. Редактирование текста.
-В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. (Работа организуется в парах.)
Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.
Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.
(По А. Иллюминаторской)
2. Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия?
-Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. Тема нашего урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных". Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке.

3. Работа с таблицей.
Слитно
Раздельно

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке
вдребезги, исподтишка, наутек
с предлогами без, до, под, в, на, за, с.
без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.
вполоборота, вполголоса, вполсилы
на гласную, если предлог заканчивается на согласную.
в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение
наотрез, вприпрыжку, сплеча
(Сравните: потянуться вбок толкнуть в (правый) бок)
от двух существительных с предлогами
в конце концов, бок о бок, из века в век


предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме
вплотную, вслепую
на гласную
в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-
вдвое, надвое
с приставкой по-
по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением
вверху, ввысь, вдали, вначале


-Вернемся к тексту. Как пишутся выделенные наречия? Аргументируйте свой ответ.
4. К словам данным в упр. 282 подберите однокоренные наречия, объясняя их написание. С любыми тремя наречиями составьте и запишите предложения. Наречия подчеркните как члены предложения и кажите их разряд.
5. -Особую трудность на письме вызывает правописание омонимичных частей речи. Обратите внимание на предложения и объясните правописание выделенных слов.
По зимнему небу плыли тяжелые снеговые тучи. Ветра в феврале по-зимнему холодные.
-А теперь аналогично объясните слитное и раздельное написание выделенных слов в следующих предложениях.
(В)дали блестел неясный огонек.
(В)дали ржаного поля темнел лес.
-Как отличить наречия от омонимичных им существительных с предлогами?
6. упр. 285: Выпишите только словосочетания с наречиями, обозначая главное и зависимое слова. Объясните правописание наречий и тех слов со скобками, которые остались не выписанными.
7. "Четвертый лишний"
а) (с)начала, (со)зла, (с)лихвой, (с)налёта;
б) (в)миг, (на)дачу, (за)глаза, (к)верх;
в) (в)волю, (в)одиночку, (без) устали, (на)глазок.
8. Самостоятельная работа по упр. 284. (Составьте словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов: (на) конец и др.)
9. Домашняя работа: сочинение по словам, данным в рамке учебника с. 116.
10. Рефлексия. Игра "Я начну, а ты продолжи".
-Наречия , образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться... (Ответ продолжают несколько учащихся)
2 урок
Тип урока: закрепление изученного материала
Форма урока: урок-соревнование
1. Проверка домашнего задания: несколько учащихся читают сочинения по опорным словам, анализ и оценка их работ.
Далее работа на уроке организуется в группах. Проводится урок-соревнование. Победители получают звание "Знатоки наречий". За выполнение каждого задания группа получает определенное количество баллов.
2. Игра "Я работаю волшебником" (10 баллов)
Суть игры заключается в следующем: учащимся необходимо составить и записать словосочетания , в которых данные ниже слова писали бы и слитно, и раздельно.
(Во) время, (на)встречу, (в)глубь, (за) тем, (в) пустую.
После выполнения задания проводится взаимопроверка.
3. Игра "Помоги Пете Ошибкину" (Каждая группа получает свое задание) (1 балл)
а) Петя Ошибкин написал наречие бок (о) бок через дефис. Правописание этого слова он объяснил так: "Данное наречие образовано повтором корней, поэтому оно пишется через дефис". Согласны вы с этим ответом или нет? Аргументируйте свой ответ.
б) В предложении (В)дали дорога взбиралась (в)верх горы правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Вдали и вверх - это наречия, поэтому оба слова пишутся слитно". Согласны ли вы с мнением Пети? Аргументируйте свой ответ.
в) Правописание слов (по)пятеро, (по)семеро, (по) трое Петя Ошибкин объяснил так: "Попятеро, посемеро, потрое - наречия, образованные от собирательных количественных числительных, поэтому они пишутся слитно". Прав ли Петя?
г) В предложении Какая-то сила (не)ожиданно подхватила его и понесла обратно (на)верх правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Наречие неожиданно пишется слитно, так как без не не употребляется, а существительное верх с предлогом на пишется раздельно". Согласны ли вы с Петей?
4. Игра "Обмен любезностями" (2 балла): группы предлагают своим соседям 2 наречия, с которыми нужно составить предложения. Во время проверки объяснить написание наречий.
5. Игра"Грамотей" (8 баллов): игра строится по принципу выборочного диктанта. Учитель диктует предложения, учащиеся выписывают словосочетания с наречиями и объясняют написание наречий.
1) Где больше двух, говорят вслух. 2) Вперед горя не ищут. 3) Всякий человек вперед смотрит. 4) Грозит мышь кошке, да издалека. 5) Работай с налету до седьмого поту. 6) За морем светло, а у нас посветлее будет. 7) На чужой стороне родина милей вдвойне. 8) Скажет вдоль, а сделает поперек. 9) Хорошая работа ввек не умрет.
6. Тест. 10 баллов. (Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)
1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват
2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке
3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик
4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную
5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен
6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ
7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку
8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу
9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх
10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем
Ответы. 1-2, 2-2, 3-1, 4-4, 5-4, 6-1, 7-3, 8-3, 9-3, 10-4.
Подведение итогов соревнования. Награждение победителей.
7. Домашнее задание: подготовиться к зачету по теме "Наречие", упр. 286.
8. Рефлексия.
9. Итог урока.










Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.
Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.
(По А. Иллюминаторской)
Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.
Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.
(По А. Иллюминаторской)
Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.
Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.
(По А. Иллюминаторской)

Тест по теме «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»
(Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)одиночку
2) (в)крутую
3) (в)открытую
4) (в)обхват
2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) глядел (в)даль
2) пропал (в)дали туманной
3) виднелся (в)далеке
3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)добавок
2) (в)ряд
3) (в)отместку
4) (в)тупик
4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (без)удержи
2) (в)обтяжку
3) (без)устали
4) (в)рассыпную
5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)перегонки
2) (в)трое
3) (в)двойне
4) (в)обмен
6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)пустую
2) (на)глазок
3) (на)бегу
4) (на)износ
7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (на)изнанку
2) (на)утек
3) (на)ходу
4) (на)распашку
8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)лету
2) (на)скаку
3) (во)время
4) (с)разбегу
9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)прок
2) (на)крепко
3) (без)ведома
4) (на)верх
10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)славу
2) (за)глаза
3) (к)месту
4) (в)двоем




Слитно
Раздельно

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке
вдребезги, исподтишка, наутек
с предлогами без, до, под, в, на, за, с.
без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.
вполоборота, вполголоса, вполсилы
на гласную, если предлог заканчивается на согласную.
в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение
наотрез, вприпрыжку, сплеча
(Сравните: потянуться вбок толкнуть в (правый) бок)
от двух существительных с предлогами
в конце концов, бок о бок, из века в век


предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме
вплотную, вслепую
на гласную
в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-
вдвое, надвое
с приставкой по-
по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением
вверху, ввысь, вдали, вначале


Слитно
Раздельно

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке
вдребезги, исподтишка, наутек
с предлогами без, до, под, в, на, за, с.
без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.
вполоборота, вполголоса, вполсилы
на гласную, если предлог заканчивается на согласную.
в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение
наотрез, вприпрыжку, сплеча
(Сравните: потянуться вбок толкнуть в (правый) бок)
от двух существительных с предлогами
в конце концов, бок о бок, из века в век


предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме
вплотную, вслепую
на гласную
в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-
вдвое, надвое
с приставкой по-
по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением
вверху, ввысь, вдали, вначале



15