Урок русского языка: «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»


Тема урока : «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.» ( 7 класс)
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель: формирование знаний о слитном и раздельном написании предлогов с наречиями, образованными от существительных и количественных числительных.
Задачи:
1. Образовательные:
- создать условия для исследовательской деятельности обучающихся при объяснении нового материала;
- повторить правописание орфограмм: дефис в наречиях, буквы О и А на конце наречий;
- познакомить обучающихся с условиями слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных;
- учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.
2. Воспитательные:
- внимательность,
- усидчивость;
- создавать эмоционально – ценностное отношение к предмету.
3. Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;
- развивать память, внимание, речь учащихся.
4. Коррекционно — развивающие:
- корригировать и развивать полученные знания при работе с таблицей и упражнениями учебника;
- развивать навыки монологической речи через выполнение упражнения 321.
Методические приемы: объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений.
Оборудование: схема – карточка на каждого обучающегося, частично заполненные таблицы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ход урока
1. Орг. момент.
П: Здравствуйте ребята, садитесь. Запишите число, классная работа.
2. Постановка целей и задач.
П: Сегодня на уроке мы узнаем в каких случаях слитно, а в каких раздельно пишутся приставки в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных, выполним ряд упражнений на это правило, а также повторим ранее изученные орфограммы.
Обратите внимание, у вас на столе лежат маршрутные листы. В течение урока вы будите отмечать свое настроение на маршрутных листах. Отметьте в своих маршрутных листах с каким настроением вы сегодня пришли на урок.
3. Повторение.
П: Начнем наш урок с повторения.
- Вспомним, в каких случаях на конце наречий пишется буква А, а в каких буква О?
- В каком случае наречия пишутся через дефис?
П: А сейчас напишем небольшой словарный диктант. Но форма его будет необычной. К доске, записывать словосочетания пойдет один ученик, а проверять его будет другой. Таким образом, сразу двое ребят получать отметки.
Докрасна раскалить шар, говорить по-другому, начать сначала, кое-кто позвонил, пойти направо, во – первых, рассориться сгоряча, говорить по – русски, точь – в- точь, отмыть добела, сделаем по-моему, начать заново.
(работа проверяется, выставляются отметки).
П: Отметьте в своих маршрутных листах пункт «Как я помню предыдущий материал».
4. Объяснение нового материала.
П: А сейчас запишем тему нашего сегодняшнего урока: Слитное и раздельное написание приставок в наречия, образованных от существительных и количественных числительных.
П: Посмотрите внимательно на доску. Я записала словосочетания, это примеры на новое правило, которое мы будем сегодня изучать. Вы должны быть очень внимательны, так как это одна из самых трудных тем, не только при изучении наречия, но и во всем разделе орфографии.
Втрое больше, по двое, вдоль дороги, на скаку остановить лошадь, подойти вплотную, смотреть в упор, уехать навсегда, ему невдомек, встретимся на днях.
П: Сейчас мы с вами попытаемся сами определить условия слитного и раздельного написания наречий. Начертите у себя в тетрадях такую же таблицу, как у меня на доске.
Слитно Раздельно
Правило Пример Правило Пример
Образовано с помощью приставок в, на + собирательное числительное Втрое, надвое НО По двое, по трое
Приставка + существительное, если между ними нельзя вставить определение (если без приставки не употребляется) Вброд, вдоль, вновь Образовано от предлога существительного, если между ними можно вставить определение На (полном) скаку, без (моего) ведома
НО Вплотную, вкрутую. Образовано от сочетания предлога в с существительным или прилагательным, начинающимся с гласной буквы. В одиночку, в упор, в открытую.
Соединением приставок с наречием Запросто, навсегда Наречия на –ах, обозначающих состояние места или времени. В сердцах, в головах.
Наречия, образованные от существительных в современном русском языке не употребляющихся. Невдомек, оземь, исподлобья. НО Впотьмах, впопыхах. П: А теперь мы с вами обратимся к словам, записанным ранее, и с помощью нашей таблицы объясним их написание.
П: Сейчас мы с вами выполним упражнение 321, при его выполнении мы будем пользоваться таблицей. (выполняем по цепочке)
Поймать на лету, работать в одиночку, трудиться без устали, включать на ходу, бежать без оглядки, прыгнуть с разбегу, показываться на миг, поднять на скаку, сделать на глазок, говорить без умолку, ударить с налету, идти в обнимку.
П: Следует отличать наречия с приставками от похожих существительных и прилагательных с предлогами (у последних есть зависимые слова).
Сварим вкрутую – в крутую гору
Взлетел вверх – в верх дома
П: На доске вы видите записанные со скобками слова. Вам нужно составить с этими словами предложения, с раздельным и слитным написанием этих слов.
(По)зимнему, (в)верх, (в)дали, (на)встречу
(Обучающиеся с ограниченным возможностями здоровья выполняют это задание, пользуясь таблицей).
П: Отметьте в своих маршрутных листах как вы поняли новый материал.
5. Закрепление изученного.
П: Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, мы напишем словарный диктант. Один человек пойдет писать за доской, остальные в тетрадях, потом тетрадями поменяетесь, и мы все вместе проверим.
Уменьшить втрое, ему невдомек, перейти вброд, бежать без оглядки, идти в обнимку, говорить запросто, валяться в ногах, приказать на ходу, прийти вдвоем, сделать на совесть, сварить вкрутую, выполнить в срок, подойти на цыпочках, сгорел дотла.
(Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья выполняют работу на карточках см. приложение.)
(проверка, выставление отметок).
П: Отметьте в маршрутных листах, как вы умеете применять правило на практике.
6. Подведение итогов.
П: Итак, с каким правилом мы сегодня познакомились?
- Когда наречия пишутся слитно?
- Когда раздельно?
П: А теперь в своих маршрутных листах поставьте себе отметку «Как я работал на уроке». И сдайте их мне.
7. Домашнее задание.
Обучающиеся с ОВЗ п. 43, составить словосочетание со словами из рамочки с. 118,
Остальные: П. 43, упр. 259
П: Спасибо, урок окончен.