Урок-практикум на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА


Урок-практикум на тему
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Морозова И.Н.
Цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста, используя основные способы сжатия.
Задачи урока:
образовательные:
формировать структурированное восприятие и содержание текста;
формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
развивающие:
развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);
развивать внимание, память;
воспитательная:
воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).
Оборудование: план-конспект урока, тексты, распечатанные на отдельных карточках.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя, постановка задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжаем учиться анализировать текст и отрабатывать умение пользоваться способами и приёмами сжатия текста при написании сжатого изложения.
II. Повторение сведений о сжатом изложении.
– Сжатое изложение – это особая форма работы с текстом. Давайте вспомним, что такое сжатое изложение. (Это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной.)
– Основное условие успешного выполнения задачи, связанной со сжатием информации, – полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа будет представлять собой случайное удаление из исходного текста различных элементов.
1. Практическая работа (коллективная) Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.
- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст. Для этого нам необходимо соединить простые предложения в сложные и правильно их расположить.
Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым.
Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении.
Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
Открытая ладонь правой руки означала: «__________________________________».Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Правильным будет такой текст:
Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
Повторение приемов и способов сжатия текста.
-Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?
способа компрессии текста:
исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных, единичных явлений;
сочетание исключения и обобщения.
Приемы сжатого воспроизведения:
сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
перевод прямой речи в косвенную;
пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
- Что такое микротема?
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.
III. Работа с текстом для сжатого изложения.
Знакомство с текстом.
Текст слушаете, воспринимаете его как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.
Слово «характер» пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает «признак, осо-бенность». Для воспитания характера существенное значение имеют, цели и задачи, которые человек перед собой ставит. Но, поставив цель, нужно уметь претворить её в жизнь, преодолевая различные трудности, а _для этого требуется сильная воля - она-то и является основой твёрдого характера.
В зависимости от существующих у _человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воля и характер тесно между собой связаны. Кого можно считать волевым человеком с твёрдым характером? Конечно же, того, кто добивается поставленной цели, преодолевая различные препятствия.
Как воспитать у себя сильную волю и характер? Эти качества утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий - внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностъю, сомнениями. Внешние могут создаваться другими людьми или трудностями выполнения задачи.
Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе самостоятельность, целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержку и самообладание, смелость и мужество. Всё это вырабатывается в ходе самой жизни, в неустанном труде.
С чего следует начинать воспитание сильной воли и характера? Проще всего с достижения не слишком трудных целей, а затем постепенно их усложняя .Это даст возможность укрепить веру в се-бя и приобрести необходимый опыт. Очень важным условием воспитания силы воли и твёрдого характера является систематическая тренировка в преодолении трудностей. Если 'её избегать в повседневной жизни, то можно оказаться беспомощным
в серьёзных испытаниях. А кому же хочется казаться слабым и бесхарактерным в глазах окру-
жающих?
слов) (По Т. Морозовой)
Анализ текста.
- Назовите признаки текста.
Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (характер, воля, цель).
Текст имеет основную мысль:
«Человек должен воспитывать у себя сильную волю и характер».
Текст можно озаглавить: «Сильный характер».
Текст разделен на пять абзацев.
- С какой целью это сделано?
Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана. Составьте план текста.
План текста.
Воспитание характера.
Воля человека.
Преодоление препятствий.
Волевые черты характера.
Систематическая тренировка.
-Определите тип данного текста.
Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что такое сильный характер и как его воспитать.
Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод. В данном тексте мы ярко видим тезис - для воспитания характера имеют важное значение цели и задачи, которые человек ставит перед собой. Далее по тексту идут доказательства:
1. Человек должен преодолевать препятствия.
2. Человек должен воспитывать волевые черты.
3. Человек должен систематически тренироваться.
и вывод - если не будешь воспитывать свой характер, то окажешься беспомощным в серьёзных испытаниях.
Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:
основное положение (тезис);
доказательства с привлечением аргументов;
вывод.
При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.
-Определите стиль данного текста.
Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией, заставляет задуматься читателя над этой проблемой.
-Обратите внимание на синтаксис публицистического стиля.
Работа над сжатием текста.
- По данному тексту мы должны написать сжатое изложение. Какими способами мы можем сжимать текст? (Мы будем сжимать текст способом исключения.)
-Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться? (При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.)
-Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Первое сжатие текста
Слово «характер»пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает «признак, осо-бенность ». Для его воспитания существенное значение имеют, цели и задачи, которые человек перед собой ставит. Но для их достижения требуется сильная воля.
В зависимости от существующих у _человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воля и характер тесно между собой связаны.
Как воспитать у себя сильную волю и характер? Эти качества утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий - внутренних и внешних.
Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе такие волевые черты, как самостоятельность, целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержку и самообладание, смелость и мужество.
С чего следует начинать воспитание сильной воли и характера? Проще всего с достижения не слишком трудных целей, а затем постепенно их усложняя. Это даст возможность укрепить веру в се-бя и приобрести необходимый опыт. Очень важным условием воспитания силы воли и твёрдого характера является систематическая тренировка в преодолении трудностей. Если 'её избегать в повседневной жизни, то можно оказаться беспомощным в серьёзных испытаниях. А кому же хочется казаться слабым и бесхарактерным в глазах окружающих?
-Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
1)замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
2)исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
3)исключение предложений, содержащих рассуждения.
Второе сжатие текста.
Слово «характер»пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает «признак, осо-бенность ». Для его воспитания существенное значение имеют цели и задачи, которые человек перед собой ставит. Но для их достижения требуется сильная воля.
В зависимости от существующих у _человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воля и характер тесно между собой связаны.
Сильная воля и характер утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий - внутренних и внешних.
Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе такие разные волевые черты.
С чего следует начинать воспитание сильной воли и характера? Проще всего с достижения не слишком трудных целей, что даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт. Очень важным условием является систематическая тренировка в преодолении трудностей. А ведь никому, наверное, не хочется казаться слабым и бесхарактерным в глазах окружающих.
-Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
1)образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи;
2) исключение повторов;
3)исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
4)замена однородных членов обобщающим наименованием.
-Третье сжатие сделайте самостоятельно.
Третье сжатие текста.
Слово «характер» пришло в русский язык из греческого, что означает «признак, особенность». Для его воспитания существенное значение имеют цели и задачи, поставленные перед человеком, обладающим сильной волей.
В зависимости от существующих у _человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воля и характер взаимосвязаны.
Сильная воля и характер утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий -внутренних и внешних.
Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе разные волевые черты.
Главным условием для воспитания сильного характера является систематическая тренировка в преодолении трудностей. Ведь никому не хочется казаться слабым в глазах окружающих.
Подведение итогов.
-Проверьте написанное используя памятку.
Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
Передано ли основное содержание исходного текста?
Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
Можно ли текст назвать связным?
Правильно ли выделены абзацы?
Нет ли грамматических ошибок?
Нет ли речевых ошибок?
Выразительна ли речь?
Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
4.После переписывания текста на чистовик проверь чистовой вариант.
- Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.
К-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
К-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
К-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения.
-Мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.
IY. Домашнее задание: произвести сжатие текста №2.