Технологическая карта урока Слитное и раздельное написание Не с существительными


Технологическая карта урока
Тема урока: Слитное и раздельное правописание частицы НЕ с существительным.
Цель урока: совместно с обучающимися открыть правило: слитное и раздельное написание частицы Не с существительными.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными;
сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными;
сформировать умение находить изученную орфограмму в слове.
развивающие:
развивать умение правильно писать существительные с частицей НЕ;
развивать умения выделять главное, содействовать развитию самостоятельности обучающихся;
развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся.
воспитательные:
формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает;
воспитывать чувство уважения к мнению одноклассников.
деятельностные:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия,
развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности,
развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
развитие навыков самоконтроля.
Характеристика этапов урока
Этап урока Цель Содержание учебногоматериала Методы и приёмы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
Готовы? Улыбнитесь друг другу! Желаю всем успеха! Коллективная Настраивает обучающихся на учебную деятельность, обеспечивает мотивацию Настраиваются на работу.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым обучающимся индивидуального затруднения в пробном действии. -Ребята, в редакцию детского журнала пришло вот такое письмо:
Здравствуйте, уважаемая редакция!
К моему лучшему недругу я испытываю, конечно, полное не доверие. Он настоящий мой не приятель. Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой недруг отличается грубостью и не аккуратностью. Он всегда говорит неправду, ко всем относится с ненавистью. Он трус, а не смельчак. Не счастье, что мы учимся с ним в одном классе.
Это письмо написал ученик 5 класса. Он очень ждал, что его письмо опубликуют в журнале. Но этого не случилось. Когда он пришел в редакцию узнать, в чем дело, ему сказали, что письма с ошибками они не печатают. Мальчику отдали письмо, чтобы он исправил ошибки. Но ему было очень сложно это сделать!
Давайте, ребята, попробуем помочь мальчику?
Обучающиеся объединяются в группы и начинают исправлять ошибки. Затем все письма вывешиваются на доску.
Проблемная ситуация. Групповая. Организует деятельность обучающихся Выясняют, в каких словах допущена ошибка, определяют часть речи этих слов, формулируют орфограмму.
Выявление места и причины затруднения Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). - А теперь, ребята, давайте посмотрим на ваши ответы.
Каждая группа исправила ошибки по-своему.
-Почему вы не смогли дать однозначный ответ?
-Чего мы не знаем?
-Значит, о чем мы будем говорить на уроке? (называют тему урока). Проблемный метод. Коллективная. Организует деятельность обучающихся по определению темы урока, постановке цели и путей ее достижения. Формулируют причины своих затруднений, определяют и записывают тему урока.
Построение проекта выхода из затруднения Постановка целей учебной деятельности -Что мы должны узнать на уроке?
-Что для этого нужно сделать?
Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше».) Работа в группах Ставит учебную задачу. Планируют свою деятельность (формулируют цели и задачи), предлагают варианты выхода из затруднения, представляют результат парной работы
Реализация построения проекта Построение обучающимися проекта действий и формирование умений его применять. 1 шаг. Нам нужно выяснить, как правильно пишутся существительные с НЕ.
Для этого каждая группа должна выполнить задание.
Задание: Проанализируйте слова, которые лежат перед вами, и попытайтесь определить условия написания этих слов.
1 группа: ненависть, ненастье, негодование, неуклюжесть.
2 группа: нерешительность, нескромность, несчастье, необразованность.
3 группа: не правда, а ложь; не решительность, а робость; не внимательность, а рассеянность; не приветливость. А грубость.
4 группа: это был не тигр; он не владелец дачи; не ветер ветку клонит; это не книга лежит на столе.
2шаг.Презентация работ групп.
По ходу выступлений групп учитель создает опорный конспект на доске.
3 шаг. Составление алгоритма правила.

4 шаг. Как будем применять это правило?
5 шаг. Работа с учебником.
-Давайте сверим это правило с правилом из учебника. Читаем правило.
-Ну а теперь вернемся к письму ученика, исправим ошибки по таблице (эталону) и объясним написание данных слов.
Проблемный метод. Работа в группах. Создает условия для реализации построенного проекта. Выполняют задания, делают вывод, обсуждают в группах, выступают с сообщениями. Составляют алгоритм.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Усвоение обучающимися нового способа действий. Незаконченное предложение.
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
(Не)погода помешала уборке урожая, а …
(Не)счастье помогло исследователю, а …
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
(Не)друг ты мне, а …
(Не)воля ожидала его, а …
Кто быстрее?
В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки.
Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей. Прием развивающего обучения. Групповая. Организует процесс отработки построенного алгоритма. Выполняют задание учителя, проговаривают алгоритм рассуждения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Применение нового знания. Решите тест.
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
2. Полная (не)лепица.
3.Причины (не)успеваемости.
2.Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
1.Прилив (не)нависти.
2.(Не)знание предмета.
3.Жизнь красна (не)днями, а делами.
3.Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
1.Видно (не)ряху по грязной рубахе.
2.Говорить (не)правду некрасиво.
3.Говорить (не)правду, а ложь.
4.Не с существительными пишется раздельно.
1.(Не)везение преследовало меня.
2.(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
3.(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
5. Не с существительными пишется раздельно.
1.Учение - красота, а (не)учение - слепота.
2.Сила с (не)правдою не уживаются.
3.Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Закончили работу. Взаимопроверка по образцу.
Ответы:
А1 – 2, А2 – 2, А3 – 3, Б1 – 2, Б2 – 1
Критерии оценок:
Нет ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3 ошибки – 3
4-5 ошибок - повтори правило
-Кто правильно выполнил всю работу?
-Кто сделал одну ошибку? А кто больше?
Значит, нам ещё есть, над чем работать.
Индивидуальная. Организует самостоятельную работу обучающихся. Самостоятельно выполняют тест, выполняют самопроверку.
Физкультминутка Снять усталость и напряжение. Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к рукам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
- Встаньте, посмотрите налево, посмотрите направо, улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Пожелайте друг другу удачи, успеха и с хорошим настроением включимся вновь в работу. Садитесь.
Проводит физкультминутку. Выполняют физические упражнения.
Включение в систему знаний и повторение Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний. -Скажите, ребята, раньше мы встречались с подобной орфограммой? В словах какой части речи она есть? ( в глаголах)
-Чтобы выполнить следующее задание, нужно вспомнить правило «Слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами».
Слайд:
(не) был (не)ряхой;
(не) чувствовал (не)годования;
(не)видимка (не)обнаружила себя;
(не)волнуйся из-за (не)справедливости;
(не) смотри на (не)погоду.
Самопроверка:
Не был неряхой;
не чувствовал негодования;
невидимка не обнаружила себя;
не волнуйся из-за несправедливости;
не смотри на непогоду
Исследовательский метод Коллективная Организует самостоятельную работу. Формулируют правило, делают вывод.
Рефлексия учебной деятельности -Что узнали нового?
-Какой была тема урока?
Какую проблему решали?
-Чему научились?
-Что еще нужно доработать?
-Какие трудности встретились? Проблемный диалог.
Индивидуальная Организует работу по рефлексии учебной деятельности, дает домашнее задание. Записывают в дневник домашнее задание.