Слитное и раздельное написание не с именами существительными


Ф.И.О. Клинцова Светлана Сергеевна
Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Класс 5
Технологическая карта изучения темы
Тема Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Цели Образовательные: вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными, выявить условия написания не с именами существительными.
Предметные умения Формировать УУД:
Планируемый результат находить слова с орфограммой НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц. - Личностные УУД - Регулятивные УУД - Коммуникативные УУД - Познавательные УУД
Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица). Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
Владение устной и письменной речью. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Основные понятия Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм.
Межпредметные связи Культура речи.
Ресурсы Учебник , презентация по теме.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха -Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.
- Поднимите левую руку те, кто сегодня на уроке хочет чему-нибудь научиться?
Вижу, что все готовы к работе. Начинаем.
-На столе лежат слова: гореть, зажечь, самому, другие. Составьте из них предложение, правильно связывая их грамматически и по смыслу.
Гореть самому - зажечь других.
Как вы понимаете это выражение?
Примерный ответ: не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером.
Приветствие учащихся
Познавательные УУД: (извлечение информации из текста);
Коммуникативные УУД: (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего
задания.
5 мин
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий Лингвистическая разминка .Назвать ключевое слово урока « Да-нетка ».Правила этой разминки таковы: я загадала правило, а вы попытаетесь отгадать его, задавая наводящие вопросы, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы я могла ответить словами «да» или «нет». Задавайте мне вопросы.
Теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Поиграем в кубик. Во время опроса начинать словами: «Я знаю, что…»
1.Какой раздел русского языка изучает части речи?
1. Как определить, к какой части речи относится слово?
2. На какие группы делятся все части речи?
2. А что обозначают существительные? 
3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
3. Как определить род существительного?
4. Сколько склонений у существительных?
4. Как определить склонение имен существительных? 
5. Какие постоянные признаки имени существительного вам известны?
5. Какие непостоянные признаки имени существительного вам известны?
6. Какова синтаксическая роль имени существительного?
6. Как различить на письме суффиксы –ЕК- и –ИК-?
? Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- со значением лица?
ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, ВЫЯСНЯЯ ТЕМУ УРОКА
-Это правило мы учили в 5 классе?-Это правило о правописании слов?-Это правило о частях речи?-Это правило об имени существительном?
3. Рассказывают об имени существительном. Кто затрудняется, может передать следующему. Познавательные УУД:
1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
2. Владеть разными видами чтения и аудирования.
Коммуникативные УУД:
1. Владеть приемами рационального слушания.
Личностные результаты
1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.
III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока.
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Работа с презентацией: Ученики читают пословицы, определяют их смысловую близость.
Далее учитель ведёт подводящий диалог по заданиям.
1.Прочитайте пословицы
Объясните смысл пословиц.
С какими частями речи употребляется НЕ в этих пословицах?
- с глаголами
-с именами существительными
1. Как пишутся не с глаголами? Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? (записать слово негодовать)
2. Как пишутся существительные с НЕ? (Слитно и раздельно.)
-Почему возникла данная орфографическая проблема?
- Необходимо ли её решить? Если бы Вы, (…),были автором учебника, как бы Вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы?
2.А что нового вам предстоит узнать?
Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь.
1.Читаю вслух
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Не бросай друга в несчастье.
2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными)
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).
IV. Построение и реализация проекта выхода из затруднения
Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
1.. Предлагаю образовать от глагола негодовать существительное негодование.
Как вы думаете, почему слово негодование пишется слитно? (по аналогии с глаголом)
2.Исследовательское задание. (работа в парах).
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»
Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. Время работы-7-10 минут.
3.Обсуждение итогов исследовательской работы.
Кому было сложно? Какие трудности возникли?
4. Сравнение результатов нашей работы с правилом в учебнике.
Наблюдение по учебнику. Сравнение с собственными выводами.
– Сколько условий слитного написания не с существительными?
Сколько условий раздельного написания не с существительными?
– Как называется орфограмма?
– Каков её опознавательный признак?
5.Выявление ещё одного пункта правила, который не встретился в исследовательском задании. 1. Выводим первое правило и проговариваем его:не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не. Размышляют над заданием. Работают с информацией.
2.Отвечают на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»
Каждой паре дано исследовательское задание. (Приложение1)
3.Слушают ответы друг друга, корректируют свою точку зрения.
4.Читают правило, обсуждают, что не все выводы были сформулированы. Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).
Коммуникативные УУД:
1. Задавать вопросы, работать в паре.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4.Строить связное монологическое высказывание.
Личностные результаты:
Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
Регулятивные УУД:
1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
V. Открытие новых знаний.
1. Составляют алгоритм
После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.
Составляют алгоритм
После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.
Регулятивные УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).
VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.
Цель: усвоить учащимися новый способ действия Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.
1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.
2)Каждая (не)удача прибавляет ума.
3)(Не)вежество - орудие (не)вежды.
2. Мотивация к дальнейшему изучению и первичная проверка
-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?
- Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?
Словарная работа.
Невежа – невоспитанный человек.
Невежда- несведущий в какой-либо области человек
.-Почему не с данными словами пишется слитно? (Без не не употребляется)
- Не будем невеждами, для этого научимся писать не с существительными.
3. Вернуться к пословицам, с которых начали урок. Объяснить условия слитного и раздельного написания не с существительными в данных предложениях.
1.Развивается умение писать не с именами существительными сопорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.
Выполняется письменно с устным комментированием. Взаимопроверка.
Познавательные УУД:
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи.
2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями.
VII. Итог урока.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность. Кто доволен своей работой на уроке?
Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?
Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю» Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.
Найти примеры предложений с разными условиями написания не с существительными из произведений художественной литературы.
ИЛИ
2. Упр.563 Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности. Приложение 1
Тема «Не с существительными»
Исследовательское задание
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос:«При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему одни существительные с не пишутся слитно, а другие - раздельно?
Несчастье состарило его на один год .Впереди был неприятель. Не счастье, а беда подстерегала путников. Рассказала бабушка много небылиц. В решении задачи вкралась неточность. Глупость не порок, а беда. Маша скромница и недотрога.
Слитное написание
1.
2.
Раздельное написание
1.
2.
3. В помощь вам опора-напоминание:
неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);
приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).
Приложение 2
Тест на первичное усвоение материала
по теме «Не с существительными»
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства
2. Полная (не)лепица.
3. Причины (не)успеваемости.
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
Прилив (не)нависти.
(Не)знание предмета.
Жизнь красна (не)днями, а делами.
3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду некрасиво.
Говорить (не)правду, а ложь.
4. Не с существительными пишется раздельно.
(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
5. Не с существительными пишется раздельно.
Учение - красота, а (не)учение - слепота.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.