Исследовательская деятельность учащихся на уроке русского языка. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Урок одного слова. 2 кл


Кокая Натэлла Гивиевнауч нач кл МАОУ «СОШ №22»
г Сыктывкар
План-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме:
Исследовательская деятельность учащихся на уроке русского языка. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Урок одного слова.
Тема урока: Урок одного слова.
Программа: система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-исследование.
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.
Задачи урока для учителя:
Образовательная: дать возможность учащимся самостоятельно узнавать лексическое значение слова, подбирать однокоренные слова, способствовать расширению кругозора, обогащению разговорного словаря, литературного творчества.
Воспитательная: стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Развивающая: создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, словари: орфографический, толковый, словообразовательный; раздаточный материал - карточккиЭтапы урока Содержание Формирование УУД
1 Орг момент.
2 Формулировка проблемы
3 Формирование гипотезы
3 Выбор методов исследования
4 Составление плана исследования.
5Проведение исследования
6 Подведение итогов
7 Рефлексия.
8 Итог урока. - Сегодня на уроке мы будем исследователями. А кто такие исследователи?
-Мы будем исследовать новое слово, но для начала соберите его.
а о а с к б (собака)
-Сформулируйте тему урока. ( исследование слова «собака»)
-Какие задачи ставите перед собой?
-Сегодня мы будем углублять и закреплять знания о словах.
- Как вы думаете, для чего? (для грамотного письма, употребления в устной и письменной речи) Работаем на контуре собаки.
-Запишите слово.
-Что мы уже знаем и можем рассказать о слове? (устно)
Собака –(кто?) сущ., одушевл.¸нариц., в ед. ч., ж.р.
Найдите опасное место в слове .Почему? (гласная о стоит в слабой позиции)
-Как проверить? (подобрать проверочное слово с ударением на эту гласную)
- Подберите проверочное слово. Что заметили? (не получается)
-Как же без ошибок писать слова с непроверяемыми гласными в корне?
– К сожалению, не все слова с безударными гласными можно проверить. Такие слова названы словарными. Их написание просто надо запоминать, а в случае сомнения справляться в словаре.
-Что еще можно узнать о слове? Где можно узнать? (спросить у взрослых, в словарях, в энциклопедиях)
План последовательности и проверки исследования:
1 Проверить написание слова.
2 Найти значение слова.
3 Подбор родственных слов.
4 Пословицы и фразеологизмы.
Сбор и обработка информации по1, 2 и 3 пункту плана.
Работа с орфографическим словарем
-У вас на парте орфографические словари. Посмотрите как пишется слово собака. Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите опасное место. (работа в парах)
Работа в группах:
- Что означает слово собака?
- Где можно найти точное определение? (В толковом словаре) Это задание для 1 группы..-Подберите родственные слова к слову собака, используйте словообразовательный словарь. Это задание для второй группы.
Анализ и обобщение, полученных материалов.
1 –Собака -домашнее животное семейства псовых.
- (перен.) О злом, грубом человеке.
Комментарий: дополнение учителем исторической справки.
В древнерусском языке было слово «пес». Слово «собака» пришло позднее из иранских языков. Иногда оно встречается в речи в неодобрительном значении – распущенный, злой человек.
2 -Какие родственные слова подобрали? Докажите.(одинаковый корень, близкие по смыслу).
-Запишите в строчку, выделите корень.
Собака – собачка, собачонка, собачник, собачий.
3 Составление словосочетаний.
- какие породы собак вы знаете?
Комментарий: после сообщений ребят предлагаю посмотреть презентацию «Породы собак»
-Какой бывает собака?
-Собака (какая?)Сторожевая, служебная, декоративная, охотничья, добрая, злая, преданная. Какая часть речи? (имя прилагательное)
-Собака (что делает?) сидит, сторожит, догоняет, охраняет, радуется, грустит, скучает, рычит. сердится. Какой частью речи являются данные слова?(глагол)
Комментарий: ученикам предлагается карточка-помощник №1
Сбор и обработка информации по 4 пункту плана.
-В русском языке много фразеологизмов со словом собака. Разыграйте диалоги.(работа в группах)
1 Злой как собака.
- Миша, ты боишься этого гусака?
- Нет, я его не люблю. Он злой как собака.
2 Голодный как собака.
-Для тебя заказывать обед?
- Да. Я голодный как собака.
3 Кусается как собака.
- Проклятые комары, нет от них покою.
-Кусаются как собаки.
4 Заживет как на собаке.
-Ой!. Ты порезал палец.
- Ничего. Заживет как на собаке.
-Зачем в речи используют такие словосочетания?
-Запишите два словосочетания по выбору.
-Дома вы искали пословицы о собаке. Поделитесь своим материалом.
Карточка №2
Без кошки нет дома, без собаки – двора.
Без собаки зайца не поймаешь.
В доме без хозяина собака хозяин.
Собака-друг человека.
- Плохо было бы человеку без верного друга – собаки.
Пастуху она помогает охранять овец.
В тайге собака находит охотнику ценного зверя. Есть собаки, которые спасают людей на воде, при пожаре. Собака никогда не оставит человека в беде.
- Обсуждение итогов работы.
Творческая работа.
Используя прилагательные, глаголы напишите мини-сочинение по плану. В помощь вам словосочетания на карточке. В заключение рассказа постарайтесь использовать пословицу.
Мой друг.
1 Знакомый щенок.
2 Внешний вид.
3 Дружба со щенком.
Самостоятельная работа.
Проверка – заслушивание рассказов детей с последующим редактированием.
Кто доволен собой? Уроком? Почему?
Можно предложить закончить урок фразой «На уроке мне…»
Познавательные: общеучебныеРегулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, прогнозирование.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничестваРегулятивные: прогнозирование
Регулятивные:
планирование
Познавательные: поиск информации, смысловое чтение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничестваПознавательные: умение строить высказывание
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Познавательные: стуктуирование знаний,умение строить высказывание, рефлексия деятельности
Регулятивные:оценка и коррекция.