Конспект внеурочного занятия Здоровым жить — здорово!


Класс: 4.
Тема занятия: «Жить здоровым – здорово!»
Цель: формировать бережное отношение школьников к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные: формировать у обучающихся потребности в здоровом образе жизни; раскрыть учащимся «правила здорового образа жизни»; обобщить и систематизировать знания о здоровом образе жизни.
Развивающие: развивать психические процессы (внимание, память, логическое мышление).
Воспитательные: воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « здоровье», «гигиена». Уважение к своему здоровью, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, микроскопы, лабораторное оборудование, плакат с изображением дерева, таблички с названием факторов, влияющих на здоровье, таблицы вредных пищевых добавок, пищевые продукты для исследования (чипсы, сухарики, пепси, яблоки), клубок.Ход занятия:
Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Задумывались ли вы о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность).
– Сегодня вам предстоит выполнить практическую работу. Итак, группы готовы?
II. Постановка проблемы. Целеполагание.
– Чтобы определить объект практической работы, объясните смысл пословицы: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял”.
– Что же является самым важным в жизни человека? (здоровье)
-Прочитайте девиз нашего занятия (открывается табличка на доске – «Жить здоровым – это здорово!»)
– Это и будет объектом нашего практического исследования – …причины, влияющие на здоровье человека.
- Сформулируйте цел нашего занятия, о чём бы вы хотели узнать более подробно?
- Перед вами “дерево здорового образа жизни”. (На доске висит изображение “дерева здорового образа жизни»). Вспоминая слагаемые здоровья, мы будем украшать ими наше дерево.
III. Открытие новых знаний.
- Назовите известные вам правила, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье, данное человеку от природы.
- Найдите правила в энциклопедии (дети работают с энциклопедиями, затем называют правила – слагаемые здоровья.) По мере того, как дети называют правила – на “дерево здорового образа жизни» прикрепляются таблички.
1. Правильное питание.
Как вы понимаете значение выражения “правильное питание”?
– Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания. Много неприятностей приносят и неполезные продукты. А вы знаете, какие продукты можно назвать полезными, а какие неполезными?
– А почему могут быть неполезны и даже опасны такие продукты?
– Давайте исследуем некоторые продукты на наличие опасных добавок. У каждой у группы есть свой объект для исследования. Найдите на упаковке состав и определите, есть ли в нем опасные добавки. У вас на столах есть таблицы вредных пищевых добавок, сверяйте маркировки по ней.
Покупая продукты питания, прежде всего, внимательно рассмотрите символы, записанные в составе продукта. Можно обнаружить специальную маркировку – это буква Е и трехзначная цифра. Такой буквой и числами обозначаются различные добавки. Так, буквой Е и числом от 100 до 199 обозначаются красители; буквой Е и числом от 200 до 299 обозначаются консерванты; числом от 300 до 399 обозначаются антиокислители, а числами от 400 до 499 – загустители, стабилизаторы и эмульгаторы. Данные добавки делают продукты привлекательнее по виду, вкусу, по сроку годности. Но не все добавки являются полезными. Вернее сказать, что ни одна добавка не несет пользы здоровью, а многие даже наоборот принося огромный вред. Существует таблица вредных и опасных добавок. Если вы обнаружите в составе продукта маркировку из этой таблицы, то вам, не раздумывая, следует тотчас отказаться от данного продукта.(Дети работают в группах, исследуя продукты на наличие вредных добавок: чипсы, сухарики, вафли).
– Что же обнаружили наши исследователи?
(Называют вредные добавки, входящие в состав предложенных продуктов.)
2. Чистота – залог здоровья.
- Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, и употреблять чистые продукты, проведём следующий опыт.
Опыт 1.
- Возьмите ватные палочки, обмакните в воду и проведите по руке. Затем проведите палочкой по чистому предметному стеклу. Рассмотрите образец в микроскоп.
- Расскажите, что вы увидели. Сделайте выводы о личной гигиене.
Опыт 2.
- Ребята, я хочу угостить вас яблоками. Вы сможете съесть их на перемене. (Подвести детей к выводу, что яблоки предварительно нужно вымыть).
-Давайте рассмотрим смывы с яблока под микроскопом. (Ватной палочкой делают смыв с яблока, помещают на предметное стекло, рассматривают под микроскопом).
- Расскажите о своих наблюдениях и сделайте вывод о правильной обработке продуктов.
- Назовите следующее правило.
3. Соблюдение режима дня.
– Вы – ученики, а учеба – это тяжелый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день.
– Сколько младший школьник должен спать? – Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки, а ложиться спать не позже 21 часа, так как восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи.
– Но если проснуться все-таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение “Просыпаюсь”. (Дети выполняют)
Упражнение “Просыпаюсь” включает в себя следующие движения:
1. Тянем за верхнюю часть уха вверх (3 раза).2. Тянем за мочки уха вниз (3 раза).3. Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковины, как слоны хлопают своими ушами (3 раза).4. Массируем козелки уха по часовой стрелке (3 раза).5.“Лепим пельмени” (массируем край уха от мочки до верхней кромки).
– Чем полезно это упражнение? (Когда мы выполняем это упражнение, то массируем биологически активные точки на нашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов.)
4.Движение – жизнь.
– Что еще необходимо для укрепления здоровья? (Движение)
– На нашем дереве появляется четвёртое слагаемое здоровья – движение. Что это и где мы можем проявить физическую активность?
– Уроки физической культуры, физкультминутки во время уроков, утренняя зарядка, занятия в спортивных кружках и секциях, активные прогулки, походы, участие в спартакиадах и соревнованиях. Снимают напряжение и усталость, помогают сменить вид деятельности, поднимают настроение, укрепляют физическое здоровье.
Упражнение «Необычная зарядка»
Но каждое утро делать одни и те, же упражнения скучно. Поэтому давайте устроим необычную зарядку. Выберите водящего. Встаньте в круг, а водящий пусть на минутку отойдет. В это время выберите главного показывающего. Его задача будет начинать новое упражнение, а остальные должны за ним повторять. Задача водящего – угадать, кто же руководит командой. Если он угадал, то игра начинается с новым водящим.
5. Закаливание.
– А какие процедуры могут помочь укрепить здоровье?
– Немаловажным слагаемым здоровья является закаливание. Какие виды закаливания вы знаете?
– А знаете ли вы правила закаливания?
– В таком случае вам предстоит поработать редакторами. Прочитайте предложенные правила закаливания и назовите неверные.. Какие правила вы посчитали неверными? Слайд 5
ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
* Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.
* Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.
* Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от микробного гнезда в виде больных зубов, насморка, кашля и т.д.
* Закаливание можно начинать после консультации с лечащим врачом.
* Обтирание водой, ванночки для рук и ног – это самые первые из закаливающих водных процедур.
* Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.
* Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.
* Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов. (Дети зачитывают неверные правила).
6. Соблюдение правил безопасности.
7. Отсутствие вредных привычек.
– Что может принести огромный вред здоровью? Обсудите в группах и назовите вредные привычки, пагубно влияющие на наше здоровье.
- Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек дело долгое и кропотливое, вредные же привычки, как сорняк очень легко пускают корни, лишь стоит дать им небольшую поблажку. Среди самых опасных привычек, которые способны разрушить здоровье человека – дружба с алкоголем курением.
-Предлагаю каждой группе в завершении нашего разговора составить плакат – призыв по темам:
1 группа «Вредные привычки», 2 группа – «Полезные привычки», 3 и 4 группы “Полезные и неполезные продукты. (Представители групп защищают свои работы).
III. Итог мероприятия. Рефлексия. Упражнение «Клубок»
- Встанем в круг и каждый назовёт то, что ему сегодня понравилось, даст краткий отзыв, скажет, что нового узнал на занятии, после чего передаст клубок соседу, и так, пока не замкнется круг. Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых мы рассказали. Желаю вам крепкого здоровья, бодрости и хорошего настроения. Будет здоровье и всё в жизни сложится просто замечательно. Ведь жить здоровым – это здорово!»