Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова для 2 класса

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Цели: обучающие:
- закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными
в конце и в середине слова;
- закрепить умения подбирать родственные слова;
- закрепить знания словарных слов на тему «Птицы».
развивающие:
- развивать речь, логическое мышление через операции анализа,
синтеза на протяжении всего урока обобщения;
- обогащать лексический запас слов детей;
- формировать орфографическую зоркость и произвольное внимание;
- развивать эмоциональную сферу, воображение, коммуникативные
способности.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе, животным;
- воспитывать аккуратность, чистоту в тетради;
- воспитывать культуру поведения и общения на уроке.


Ход урока:
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас в гостях много учителей, давайте повернёмся и поприветствуем их.
2. Сообщение целей урока:
- Посмотрите на доску и прочитайте текст.

По узкой дорожке ребятишки идут в лес. В руках у них кормушки. Они несут для птиц зёрнышки, крошки, ягодки рябины, немножко хлебца.

- Какая орфограмма часто встречается в этом тексте? (парные согласные)
- Когда парные согласные нужно проверять? ( когда парные согласные находятся в слабой позиции)
- Когда позиция является слабой для согласных? (когда парные согласные стоят в конце слова или в середине слова перед глухим согласным)
- Как нужно проверять парные согласные, которые находятся в слабой позиции? (надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный или буква н)
- Сегодня на уроке мы закрепим умение проверять парные согласные на конце слова или в середине слова в слабой позиции.
- Назовите в тексте слова с парными согласными в слабой позиции и подберите к ним проверочные слова.

3. Тема урока:
1) запись в тетради даты;
2) минутка чистописания;
3) - Сегодня мы с вами на уроке отправимся в зимний парк, чтобы покормить птиц. Потому что зима страшна для птиц не холодом, а голодом. Птицы нуждаются в помощи человека. С собой мы возьмём зёрнышки, да не простые, а с согласными буквами.



Найдите лишние зёрнышки. (лишние р, ч, й). Почему они лишние? (они непарные, их не нужно проверять)
- На какие 2 группы можно разделить оставшиеся буквы?
- Запишите красиво в одну строчку буквы, обозначающие парный звон –
кий согласный, а во вторую их пару по глухости. (б, в, г, д, ж, з)
п, ф, к, т, ш, с

- Вот мы и записали парные согласные и тем самым приготовили корм для
птиц. Теперь мы готовы к встрече с ними. Но мы же не можем бросить
корм прямо на снег. Почему? Куда надо положить корм? (в кормушку)

13 INCLUDEPICTUR
·E "https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ9IxxZ2iF8aLUcpW48kP6sh2JAMMMyowcSTS2aCWsLu4HbjdF7" \* MERGEFORMATINET 1415
КОРМУ.КА
- Какая буква пропущена? Подберите проверочное слово. Ну а теперь давайте положим корм в нашу кормушку. Я называю «корм», а вы записываете, находите согласные в слабой позиции и подбираете проверочное слово.

Крошки –
Зёрнышки –
Ягодки –
Хлеб –

- А вот и первые гости. (воробей, ворона, сорока, дятел, синица, снегирь, утка) Кто это? (зимующие птицы)
- А как можно назвать эти слова? (словарные)
- Давайте запишем эти слова в тетрадь с проговариванием.
- Какое слово здесь лишнее? (утка не словарное слово)
- А какая орфограмма в слове утка? (парная согласная в корне)
- Как можно проверить её? (подобрать родственное слово)
- Давайте запишем все родственные слова в тетрадь. Если возникнет трудность, обращаемся к словарю. (утка, уточка, утиный, утёнок, утконос, утятница, Уткин)
- Подчеркните те слова, которые являются проверочными к слову утка.
- Почему слова утконос и Уткин не являются проверочными? (в этих словах данный звук находится в слабой позиции)

4.Физминутка.
- Вы очень хорошо поработали. А сейчас отдохнём, послушав голоса птиц. Может, кто – то из вас узнает по голосу какую – либо птицу.

5.Закрепление.
- Птицы благодарят вас за кормушку и вкусный обед и желают вам дальнейших успехов работе.
- Определите, в каких словах нужно парную согласную проверять, запишите эти слова и подберите проверочные:

Узкий, сладкий, холодный, робкий, гладкий, голодный, дорожка, тропка,
скользкий, хрупкий, крепкий.

- Какие слова не требуют проверки? (холодный и голодный, т. к. парный согласный стоит перед н)

6 Систематизация знаний.
1)- Посмотрите, к нам в гости прилетела синичка. Она принесла нам письмо. Оно лежит у каждого из вас на парте в конвертике. Но в нём есть ошибки. Исправьте ошибки и правильно запишите письмо в тетрадь.

Ударил кребкий марос. Хрубкие ведки трищят от замаросков. Трудно нам земой. Памагите друзям.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли написал ваш сосед, исправьте ошибки карандашом. Обсудите ошибки в парах и расскажите друг другу, как вы проверяли.

Работа в группах.
- Каждая группа собирает рассыпавшиеся пословицы. В них надо определить, в каких словах нужно проверять парные согласные. Подобрать проверочные слова.

1 группа
Кошка клубком – на мороз.
В зимний холод всякий молод.
Сорвать прут не большой труд.

2 группа
В мае дождь – будет рожь.
Бровь да глаз рядом живут.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

3 группа
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На языке мёд, а на сердце лёд.
Снег глубок – год хорош.

7. Рефлексия
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Какие способы проверки вы знаете?
- Какие слова с парными согласными не требуют проверки?
- Назовите парные согласные по звонкости – мягкости.
- Какие задания вам показались трудными?

8.Домашнее задание.




15