Конспект урока по русскому языку Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ, ШИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
Конспект урока
по
русскому языку
«Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ, ШИ»
1 класс
составила:
учитель начальных классов
Торчинова
Белла Владимировна
г.Владикавказ
2013-2014 уч.годКонспект урока по русскому языку в 1 классе
«Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ, ШИ »
Автор : Торчинова Белла Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №21
Предмет : Русский язык
УМК: «Школа России»
Тип урока: объяснение нового материала
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомленияс правилом написания слов с сочетаниями жи – ши; научить писать слова с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.
Метапредметные:
регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;
познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание, коммуникативные – принимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Громко прозвенел звонок −
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Актуализация знаний
Ребята! Сегодня мы отправимся на сказочный остров, где происходят чудеса, волшебство. За окнами у нас весна, а мы отправимся на сказочный остров, где присутствует другое время года, а что это за время года, мы узнаем, разгадав этот кроссворд:
Кто зимой холоднойБродит в лесуЗлой, голодный? (волк)
Кто по елкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Кто в дупле орешки прячетСушит на зиму грибы? (белка)
Глазищи, усищи, хвостище,А моется всех чище? (кот)
Заворчал живой замок,Лёг у двери поперек.Две медали на груди,Лучше в дом не заходи (собака)

- Какие из них домашние животные, а какие дикие? Почему?
- А какой вопрос отвечают все эти слова? (кто?)
- Значит они одушевлённые или неодушевлённые?
- В каком слове все согласные буквы глухие? (кот)
- В каких словах все гласные обозначают твёрдость согласных звуков? ( волк, кот, собака)
- Назовите односложные слова (волк, кот)
- Найдите слова, в которых присутствует звук (о) (волк, кот)
- В каком слове 3 слога? (собака)
- А как узнать сколько в слове слогов?
- Теперь скажите, какое же слово получилось в выделенных клетках? (лето)
- Правильно, лето!
III. Минутка чистописания.
- Выделите первый звук в слове лето. (Звук (ль)- Дадим ему характеристику (согл, звонк, мягкий)
- Какой буквой обозначается этот звук?
На доске:
Лл ЛЛлл ЛЛЛллл
Определите закономерность и напишите до конца строки.
лето (…осень …зима…весна)
Словарный диктант.
Ну, вот мы в сказочной словарной стране! А вот и волшебный сад, который надо миновать, чтобы попасть на сказочный остров. На яблоне – на волшебных яблочках растут гласные буквы: о, а, и, е.
Здесь зашифрованы словарные слова, нужно правильно срывать волшебные яблочки.
С…ница , в..р..бей, М..сква, м..роз, п..ртфель.
(дети подходят к доске, срывают волшебные яблочки, прикрепляют их).
Запись трех слов в тетрадях детьми. (запись по памяти). Взаимопроверка.
Молодцы!
Ну, вот и сказочный остров! Посмотрите, что за слова растут на этом острове.
Ужи, ежи, живот, шило, машина, тишина.
- Что общего во всех словах?
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнать есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.Научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.) Цели урока появляются на доске.
– Дайте характеристику звукам [ж], [ш]. (согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн). Покажите звуковыми знаками. (Показ на доске)
- Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)
- А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).
- Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш.
Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»
Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.
А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.
Физминутка Работа в парах. Изучение правила.
- Откройте книгу. Стр. 55.
- Самостоятельно прочитайте правило.
- Прочитайте правило товарищу.
- Закройте книгу. Расскажите правило товарищу и послушайте, как он расскажет вам.
- Давайте хором повторим правило.
VII. Закрепление
- Посмотрите какое волшебное солнышко светит над сочетаниями жи –ши. Каждый лучик состоит из слов, а в каждом слове есть сочетания жи или ши.
(на доске написаны слова)
ланды - ры - ки мы -
камы - - раф пру - на
Вместо черточек надо вставить нужный лучик: жи или ши.
Работа по карточкам.

Измени слово
Один Много.
Малыш _______________
Нож___________________
Груша_________________
Чиж___________________
Лужа__________________
- Запишите слова во множественном числе и подчеркните слоги жи, ши.
(1 человек работает у доски – с объяснением).
VIII. Работа по карточкам
- Прочитайте. Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетание ЖИ - ШИ. Выделите орфограмму.
 
   У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.
Проверка
Итог урока.
- Услышим скоро мы звонок
Пора заканчивать урок.
- Скажите, какое правило повторили сегодня на уроке?
Рефлексия.
- Что тебе понравилось на уроке?
- Что было трудно на уроке?
- Над чем нужно ещё поработать?
- Какое задание для вас было самым интересным на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.