Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц» (3 класс)


МОУ «Большегрызловская СОШ»
Серпуховский район Московская область
Конспект урока
«Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»
предмет: «Русский язык», 3 класс
(УМК «Начальная школа ХХI века»)
2948940285750
-23241095885
Автор: Бут Ольга Александровна
Место работы: МОУ «Большегрызловская СОШ»
Должность: учитель начальных классов
Тема: «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»
Цели урока
предметные: формировать умение в правописании гласных «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: компьютеры для учащихся, карточки для групповой работы; презентация.
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность ученика
Адаптационный этап
Использование презентации
Мотивация
к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Создание интеллектуального затруднения
Презентация
Постановка учебной задачи.
Сообщение темы и цели урока
II. Основная часть
Открытие нового знания.
Исследовательская работа (работа в группах)
ФизминуткаIII. Творческий этап
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.
Подведение итогов. Рефлексия.
Пословица: (Слайд 1)
«Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»
- Как понимаете пословицу?
(Слайд 2)
- Сегодня мы совершим путешествие в страну имени существительного и узнаем что-то новое, добавив это в свой портфель знаний. В этой стране вас встретит король Ударение с двумя своими дочерьми. (Слайд 3)
- Прочитайте слова. (пейзаж, ландыш, ключ, роща, месяц )- Какой частью речи являются эти слова?
- Что такое существительное?
- На какие звуки оканчиваются основы этих слов?
(основа слов оканчивается на шипящие звуки) Вывешивается плакат.
- Разделите эти звуки на две группы?
Ж,Ш,Ч,Щ –шипящие. Ц- не шипящий звук
- Предлагаю вам выполнить задание, на листочках написаны слова в творительном падеже из двух вариантов написания слов вам нужно выбрать на ваш взгляд правильный и выделить у него окончания.
- Король УДАРЕНИЕ и две его дочери принцесса О и принцесса Е предлагают вам свои буквы выберите на ваш взгляд правильный вариант с одной из этих букв.
Задание
а) пейзажем б) пейзажома) ландышем б) ландышома) ключём б) ключом
а) рощей б) рощойа) месяцем б) месяцом
(пейзажем, ландышем, ключом, рощей, месяцем)

- Проверьте, в каких словах вы выделили окончания.
- В каких словах вы допустили ошибки. Как вы думаете, почему в них вы допустили ошибки?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться, сегодня на уроке. Может кто-нибудь сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Сегодня мы будем учиться, писать гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями:
Путь 1. Взять готовое правило.Путь 2. Самим вывести это правило.
- Каким путём мы пойдём? Почему?- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.- Итак, мы сами выведем правило.
Исследовательская работа (работа в группах)
- Чтобы решить эту проблему король УДАРЕНИЕ и две его дочери принцесса О и принцесса Е предлагают нам для этого задания.
- Вы разделитесь на 4 группы. (Выбрать главного). Каждой группе будет дано свое задание. Будет дана инструкция, по которой вы работаете и в конце каждая группа делаете свой ВЫВОД.
1 группа анализирует слова 1 склонения с основой на шипящий звук
С лапшой, под крышей, над передачей, перед свечой.
2 группа анализирует слова 1 склонения с основой на ц
За лисицей, с овцой, столицей, пыльцой.
3 группа анализирует слова 2 склонения с основой на шипящий звук
С багажом, за ключом, перед гаражом, с завучем.
4 группа анализирует слова 2 склонения с основой на ц
Со шприцом, за перцем, перед незнакомцем, за крыльцом.

ИНСТРУКЦИЯ:
Прочитай слово.
Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
Под безударной гласной в окончании поставь точку.
Выделите окончание.
Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
Сделайте вывод.

(Когда группы готовы к ответу учитель включает проектор, еще раз просит детей проговорить вывод).
После ответов групп, делается общий вывод.

- Сравним ваше открытие с правилом, которое дано в учебнике на странице 57.
(чтение правила по учебнику и сравнение собственного вывода с формулировкой учебника)
- Молодцы! Вы хорошо потрудились, вывели сами правило, которое совпало с правилом в учебнике.
«Ленивая восьмёрка»
- Пользуясь правилом, которое мы с вами сами вывели, давайте выполним упражнение 1 на странице 57 вставим буквы и выпишем данные слова в два столбика.
- Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою: ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Запишем число. Классная работа.
- Ребята, давайте ещё раз вспомним правило, которое помогло нам выполнить вам это упражнение.
- А теперь мы подведём итог тех знаний, которые вы получили на уроке. Вам предлагается выполнить самостоятельную работу на компьютерах. Это задание у вас проверит компьютер и поставит вам оценку, как вы понятии тему урока.
- Какие оценки вы получили? Встаньте те у кого 5, 4, 3.
- И ещё одно последнее задание приготовили вам король УДАРЕНИЕ и две его дочери принцесса О и принцесса Е.
- Сейчас приготовьтесь работать самостоятельно.
Задание: Разгадать кроссворд, вписав слова в творительном падеже.
По горизонтали:
1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.
2. Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания рук, лица, тела.
3. Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.
По вертикали:
4. Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.
6. Медицинское учреждение для длительного лечения.
Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей

Продолжите предложения
Я узнал: Я научился:
- А теперь оцените свою работу на уроке. В нашей корзинке лежат смайлики, если смайлик
«улыбается» - мне всё понятно, всё выполнил верно.
«строгий» - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.
«грустный» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
Выберите одного из смайликов и прикрепите на доску.
- Ребята, молодцы, мы славно потрудились. Спасибо за работу!
Домашнее задание: стр. 58 упр.3 , учить правило Высказывают свои мнения.
Пейзаж, ландыш, ключ, роща, месяц.
Существительным.
Ж,Ш,Ч,Щ –шипящие. Ц- не шипящий звук
Сталкиваются с затруднением
(не могут написать окончания на –е и –о).
Ответы:
1 – а пейзажем
2 – а ландышем
3 – б ключом
4 – а рощей
5 – а месяцем
Самопроверка.
Ставят учебные задачи.
Выполняют задания по группам.
Обсуждают свои наблюдения.
Делают вывод.
- Читают правило.
Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.
Дети выходят к доске, проговаривают правило и записывают слова. Остальные в тетрадях. Подчёркивают О или Е.
Выполняют самостоятельную работу.
Тренажёр «Отличник»
Проверяют по эталону.
Оценивают умение писать окончания имён существительных после шипящих и ц .Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.
1 группа
анализирует слова 1 склонения с основой на шипящий звук
С лапшой, под крышей, над передачей,
перед свечой.

ИНСТРУКЦИЯ:
Прочитай слово.
Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
Под безударной гласной в окончании поставь точку.
Выделите окончание.
Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
Сделайте вывод.

2 группа
анализирует слова 1 склонения с основой на ц
За лисицей, с овцой, столицей, пыльцой.

ИНСТРУКЦИЯ:
Прочитай слово.
Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
Под безударной гласной в окончании поставь точку.
Выделите окончание.
Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
Сделайте вывод.

3 группа
анализирует слова 2 склонения с основой на шипящий звук
С багажом, за ключом, перед гаражом, с завучем.
ИНСТРУКЦИЯ:
Прочитай слово.
Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
Под безударной гласной в окончании поставь точку.
Выделите окончание.
Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
Сделайте вывод.

4 группа
анализирует слова 2 склонения с основой на ц
Со шприцом, за перцем, перед незнакомцем, за крыльцом.
ИНСТРУКЦИЯ:
Прочитай слово.
Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
Под безударной гласной в окончании поставь точку.
Выделите окончание.
Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
Сделайте вывод.