Урок русского языка для 10 класса Жизнь в тексте, или Художественно – изобразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ


Урок русского языка «Жизнь в тексте, или Художественно – изобразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ»
10 класс
__________________________________________________________________
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» д. Полевая,
Курского района, Курской области Смирнова Татьяна Александровна
Цели урока:
1. Повторить термины изобразительных средств языка, вырабатывать умение самостоятельно различать средства выразительности; определять их роль в тексте;
2. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
3. Воспитывать бережное отношение к слову, к культуре речи, любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал: карточки с текстом, таблицы с заданиями
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Слово учителя:
- Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны его слова сегодня, когда (эпиграф)
…Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Вадим Шефнер- Поэт писал в стихотворении «Устная речь»: Слайд 2
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо,
Не скудела в наши дни.
- Чтобы речь не скудела в наши дни, и изучаем мы русский язык во всём его многообразии, изучаем Слово, ибо, как сказал тот же Вадим Шефнер, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Мы хорошо знаем, что слово может спасти погибшего, обогреть замерзшую душу человека, но слово может не только и полки за собой повести, как это не раз было на фронтах Великой Отечественной Войны, но словом можно унизить, обмануть, разрушить веру и даже погубить человека. Слово – это Дело, поступок, мелкое оружие. Никогда не надо забывать об этом. «Слово, слово – великое дело».(Ф. Достоевский)
Когда потеряют значения
Слова и предметы,
На землю для их обновления
Приходят поэты
Н. Матвеева
- Какое отношение эти поэтические сточки могут иметь к нашему уроку?
Слова, как и предметы, могут изнашиваться, ветшать, становиться неяркими, не- образными, и только поэты (в широком смысле) в состоянии придать слову блеск, новое звучание, яркость и образность.
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. Так какая же проблема стоит перед нами, перед теми, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. - Выразительные средства языка наполняют содержание текста образами, украшают его.
- Более того, можно с уверенностью сказать, что выразительные средства языка «вдыхают в текст жизнь»)– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? 
Повторить термины;
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
 II. Актуализация знаний
        В течение ряда лет мы изучали различные  стили речи, сферу их применения и средства, которыми один стиль отличается от другого.
        Проведем проверочный тест. Я буду говорить утверждающие формулировки, а вы в тетрадях будете под цифрами записывать: верное или неверное это утверждение.
Например: 1 – верное, 2 – неверное.(слайд)
- 1. Стили речи отличаются один от другого только наличием или отсутствием средств художественной выразительности
+ 2. Средства художественной выразительности – это тропы и стилистические фигуры.
- 3. Изобразительные средства присущи только художественному стилю речи.
+ 4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой, образной, выразительной.
+ 5. Изобразительные средства необходимо применять умело, не превращая речь в цветистую, не увлекаясь «красивостью».- 6. Стилистические фигуры трудно отличить от тропов, они практически одинаковы.
III. Итак, нужно ли уметь отличать тропы от стилистических фигур?
(Нужно, потому что при определенной схожести назначения стилистические фигуры отличаются от тропов значением и ролью в речи)
В древности фигуры речи называли “узорами красноречия”. Фигур речи насчитывается не один десяток, но все они сходны в том, что представляют собой отступление от обыденной формы, изощренное сочетание слов.
Полной чёткости в классификации тропов и фигур речи нет. Поэтому предлагаемая группировка таких языковых средств в известной мере условна. Рассмотрим не все известные средства художественной изобразительности, а только главные.
Некоторые приемы могут быть в стилистике и тропах, или в синтаксисе и стилистике – надо быть внимательным и различать: переносное значение (образное) – это тропы; если строение самого предложения, его построение – это синтаксис. А если нужно произвести на читателя эффект, выделить особенность фразы как ключ к проблеме текста – это стилистика.
1. Работа с определениями.
Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.
Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.(слайд)
- Что такое тропы? Назовите их.
- Какие стилистические фигуры, или фигуры речи, вам известны? Назовите их.
2. Работа по памяткам.
Тропы, фигуры речи. (Памятки раздаются каждому ученику).
Взаимоопрос. (В течение 3 минут учащиеся задают вопросы по определению фигур речи и тропов.Что такое метафора, сравнение, олицетворение, анафора, синтаксический параллелизм, антитеза, оксюморон?)
3. Задание. В каждой паре – троп и стилистическая фигура.
Найдите стилистическую фигуру
Аллегория – рефрен
Метонимия – градация
Эвфемизм – многосоюзие
Ирония – парцелляция
Умолчание – эпитет
Эпифора – метафора
Эллипсис – синекдоха
Инверсия – гипербола
Сравнение – риторический вопрос
Олицетворение – риторическое обращение
Символ – анафора
Лексический повтор – перифраз
Литота – бессоюзие
Антитеза – оксюморон
Проверка
4. Определите, в каком столбике перечислены только тропы:
а)  метонимия;                       б)  метафора;                               в)  метафора;
     гипербола;                           анафора;                                    эпитет;
     эпифора;                                сравнение;                                метонимия;
     олицетворение;                     олицетворение;                        гипербола;
    перифраза;                             ирония;                                      аллегория.
5.  Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи:
а)  эпитет;                            б)  риторическое                        в)  анафора;
      эпифора;                              восклицание;                              олицетворение;
      риторическое                      градация;                                     риторический
      обращение;                          параллелизм;                              вопрос;
      метонимия;                         умолчание;                                  оксюморон.
IV. Тренировочные упражнения
1. Какой троп используется в тексте?
Отговорила роща золотаяБерезовым веселым языком. (С.Есенин)
ирония;
литота;
метафора;
метонимия.
2. Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)
метафора;
олицетворение;
эпитет;
оксюморон.
3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.”(С.Есенин)
гипербола;
градация;
риторическое восклицание;
сравнение.
4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)
антитеза;
многосоюзие;
перифраза;
метафора.
5. Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)
метафора;
олицетворение;
сравнение;
градация.
6. Какие средства художественной изобразительности использованы в строках А.С. Пушкина « Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…» ?1. сравнение
2. повтор
3.олицетворение
4. гипербола
7. Сколько сравнений в отрывке из поэмы А.С. Пушкина
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза;
Её уста, как роза, рдеют?
1. 3 2. 2 3. 4 4. 1
8. Выражения, играющие эмоционально- оценочную роль – «душа - девица, слёзы горючие, отчаянная головушка» – являются:
1. метафорами
2. олицетворениями
3. сравнениями
4. эпитетами
9. Какой приём использован в предложении «Его перо любовью дышит»?
1. метафора
2. олицетворение
3. синекдоха
4. метонимия
10. Как называется приём, использованный в данном отрывке «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла!» ?
1. метафора
2. сравнение
3. градация
4. олицетворение
11. Как называется приём, использованный в данном отрывке «Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума»?
1. олицетворение
2. аллитерация
3. ассонанс
4. метафора
12. Какое художественно- изобразительное средство использовано в строчках стихотворения А. Пушкина «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»?
1. сравнение
2. метонимия
3. перифраза
4. метафора
V. Найдите соответствие.
1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере.
1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов) А. Вопросно-ответное единство.
2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин) Б. Гипербола.
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? В.Многосоюзие.
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. (С. Есенин) Г. Риторический вопрос.
  Д. Сравнение.
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д.
2. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере:
1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев) А. Градация.
2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин) Б. Инверсия.
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжкой – та бежать. (К.И. Чуковский) В. Оксюморон.
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? (С.Есенин) Г. Риторическое обращение.
  Д. Синтаксический параллелизм.
Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-Г.
3. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере?
1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский) А. Историзмы.
2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у него (Петра I ) теперь триста человек. (А.Н.Толстой) Б. Лексический повтор.
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М.Ю. Лермонтов) В. Олицетворение.
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет) Г. Фразеологизм.
  Д. Эпитет.
Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д.
VI. Попробуйте определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:
1. Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет. Антитеза
2. И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня. Парцелляция
3. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. Градация
4. Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает. Метафора
5. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?  Синекдоха
6. Он громко рыдающе засмеялся. Оксюморон
7. Я был освещен беспомощным солнцем сентября. Эпитет
8. Одни дома длиною до звезд, другие до луны. (В.Маяковский). Гипербола
9. Градоначальник) был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М.С.- Щедрин). Литота.
10. Грохочет тишина, моих не слыша слов. (А.Ахматова). Оксюморон.
11. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф.Тютчев). Параллелизм.
VII. 1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении? Укажите его в тексте.
Прищурив меткий глаз. Мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях.
Олицетворение.
Метафора.
Эпитет.
Ответ: Б Метафора (услышал ладонями).
2. Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.
Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.
Сравнение.
Метафора.
Эпитет.
Аллегория.
Гипербола
Ответ: А Сравнение (словно добрые призраки); В Эпитет (золотые столбы).
3. Какой троп используется чаще других?
По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельно белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы в последний раз взглянуть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути.
Олицетворение.
Сравнение.
Метафора.
Ответ: А Олицетворение (бежали отдельно белесовато-серые облака, протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево).
VIII. Работа с заданиями в формате ЕГЭ
Рекомендации для выполнении задания.
Внимательно прочитайте текст и фрагмент рецензии.
Имейте надежную теоретико-практическую базу. (Не только заучивайте слова-определения, но и помните их суть, специфику построения и роль в речи, научитесь их дифференцировать).
Внимательно изучите предложенный список терминов.
Выбор термина из ряда предложенных требует умения классифицировать понятия. (Синтаксическое, фонетическое, лексическое и др.)
Такая группировка поможет более осмысленно соотнести текст рецензии и не ошибиться в выборе.
Помните о времени, на это задание вам потребуется 7-8 минут.
А сейчас я предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ, так как оно будет выглядеть на экзамене (материал из работы «Тексты произведений Солженицына на уроках русского языка»)  
Утенок
1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11)  И вот даже от братьев отличился характером.12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем.14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать -  не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...                                
                                                                                            (по А.И.Солженицыну)
В каком предложении  выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?
4
6
12
14
 Какой тип речи представлен  предложениях 6-11 текста?
все типы речи
описание и повествование
описание
рассуждение
В каком предложении используются авторские неологизмы?
14
9
1
7
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 
 «В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует ___ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.).  Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».
Список терминов:
антитеза
 архаизмы
  лексический повтор
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
 анафора
эпитеты
 гипербола
 риторический вопрос
  неологизмы
  метафора
ОТВЕТ: 1,4,6,7
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
Слайд-рефлексия.
Мне понравилось на уроке…
Я ощущал себя на уроке…
После урока я задумаюсь…
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?
– Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
X. Домашнее задание. Напишите небольшой текст (художественный или публицистический), используя тропы и стилистические фигуры.