Буклет для родителей Дисграфия


На что родителям нужно обратить особое внимание:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он — переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта — парта, моко — молоко, весёлы (весёлый).
ГУ «Качарская средняя школа №1»


Подготовила : логопед Реннер К.С.
Дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом и чтением при нормальном развитии интеллекта.
Наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность определенных операций процесса письма. С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия — механизмом этого виды дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания — чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи).
В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — механизмом этого вида дисграфии является несформированность анализа предложений на слова, проявляющаяся в слитном написании слов, особенно предлогов.
4. Аграмматическая дисграфия — проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи.
5. Оптическая дисграфия — этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций
Основой дисграфии обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова.
Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка.
Дисграфия может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и письме.