Консультация для родителей: Что такое дисграфия?


HYPERLINK "http://www.logopedhelen.500mb.net/parents/" Для родителей → Что такое « Дисграфия?» « Я не виноват, я стараюсь….»
« Я не знаю, что с ним делать ! Такие ошибки….просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала…учительница говорит- нарушение письма, посоветовала обратиться к вам…»Передо мной сидит молодая женщина с сыном 8-9 лет. Мальчишка, опустив глаза и шмыгая носом, водит носком ботинка по полу. Его смущенный вид словно бы говорит: «Я не виноват, я стараюсь…» Да, он не виноват, и он действительно старается. Но не может справиться с проблемой, которая свалилась на него. Пока мальчику повезло в одном учительница быстро разобралась и отправила его к специалисту.Так что же такое- нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как можно помочь ребенку?На все эти вопросы постараемся найти ответы.Дисграфия и дислексия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах-в усвоении грамматики родного языка.Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, не обходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.
Процесс становления письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
- речедвигательный, который помогает осуществлять наше произношение;- речеслуховой, который помогает произвести отбор ненужной фонемы;- зрительный, который подбирает соответствующую графему;- двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.Письмо начинается с мотива, с побуждения –этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать те же трудности, что и родители в школе.Бывает, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.Каковы же специфичные ошибки, которые должны нас насторожить ?Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому из которых соответствуют свои ошибки.
1. смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т. Е-З. а-о, д-у…..и т.д.2. ошибки,связанные с нарушением произношения (пишет так,как говорит «сапка(шапка).3. смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие. Звуки ч, ц, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тупло- дупло, лебит- любит и т.п.4. пропуск букв и слогов, недописание слов.5. персеверации ( застревание) слов : «За зомом росла мамина. ( За домом росла малина), антипации (предвосхищение, упреждение) слов : «Дод небом лолубым»(Под небом голубым).6. неумение ребенка передавать на письме мягкость согласных : сольить (солить). въезет (везет).7. слитное написание предлогов, раздельное- приставок, так же является одним из проявлений дисграфии.Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания правил. Хочу привести примеры нарушений письма у детей с разным уровнем подготовки к школе:Маличк (мальчик), впохиаде ( в походе), в тижи ( в тиши), коляебрь (корабль), телокл (теленок), у Кнрарат ( у Кондрата), деди (дети), весвелоля (веселая), детевна ( деревня), Льуба (Люба), шрна (ширина).Из приведенных примеров видно, какие ошибки являются специфическими и на что надо обратить внимание.
Полезные советы:
Регулярное ежедневное чтение ( очень хорошо закрепляет зрительный образ букв и помогает усваивать правила написания слов) ;Упражнение « корректурная проба» - ежедневно в течение 5 минут ( не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы, например, р-л, с-ш, д-т, б-п….и т.д. Обычно, через 2-2,5 месяца таких упражнений ( но при условии ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
Желаю успехов в учебе !Для родителей → Критерии речевой готовности ребенка к школе. Советы родителям: проверьте, что знает ваш ребенок !1. Правильно называть широкий круг окружающих предметов, некоторые их признаки : цвет, форму, величину, назначение предметов, группировать предметы по признакам.2. Знать обобщающие слова (части тела, предметы домашнего обихода, продукты питания, инструменты, транспорт, мебель, посуда, игрушки, деревья, овощи, фрукты, одежда, домашние птицы, дикие птицы, дикие животные (звери), домашние животные, насекомые, профессии, виды спорта, детеныши животных, голоса животных, способы передвижения животных ).3. Знать и правильно называть различные части предметов из обобщающих групп (руль, кабина, кузов, колеса и т.п. )4. Пользовать словами, выражающими различные смысловые оттенки(ель-елочка, нос-носище)5. Правильно называть действия, связанные с трудом (готовит, метет, вяжет)6. Учитывать характер действия (скачет, подкрадывается)7. Определять величину, форму и цвет предмета (высокий, низкий, круглый, голубой)8. Говорить предложениями, состоящими из нескольких слов (распространенными)9. Ориентироваться в направлениях.10. Уметь составлять по картинке рассказы, не короче чем из пяти предложений.11. Уметь рассказывать наизусть несколько предложений.12. Читать по слогам и целыми словами.13. Изменять существительные по числам, глаголы по временам.14. Знать названия диких и домашних животных и их детенышей.15. Уметь обобщать понятия (например, называть одним словом «мебель» -стол, стул, шкаф и т.д.), хороший результат, если ребенок называет не менее 8 предметов.16. Уметь подобрать к каждому слову не менее двух антонимов ( например, трусливый- смелый, храбрый; худой- толстый, полный; удача-неудача, поражение )17. Запоминать на слух предложение, состоящее из десяти слов (например, «Маленькая девочка Катя рано утром пошла с мамой в школу. »)18. Уметь образовывать множественное число от единственного и наоборот.19. Правильно согласовывать числительные с существительными ( два ковра, пять белок и т.п.)
HYPERLINK "http://www.logopedhelen.500mb.net/parents/" Для родителей → Советы логопеда родителям первоклассников Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотитепомочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться. И это радует.Правильная речь является важнейшим условием для успешного обученияребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будетовладеть чтением и письмом. Итак, первоклассники торжественно расселись попартам, раскрыли новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим, один ученикбез особого труда осваивает письмо, читает, рассказывает и разучивает стихи. А удругого, как он не старается, дело не движется. Вредные палочки не выстраиваются вряд, а уж когда дело доходит до первых букв, слогов, или слов, малыш и вовсетеряется. «Не стараешься! Не внимательный! Лентяй!»- думаете вы. Какие толькоупреки не приходится выслушивать ребенку.