Урок русского языка Нахождение проверочных слов (2 класс)
Автор: Поснова Елена ВикторовнаПредмет: русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: Открытие новых знаний с применением технологии проблемного диалогаОсновной метод: деятельностный метод
Технологическая карта изучения темы «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»
Тема
Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов
Цель
Создать условия для формирования умения находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочныеслова.
Планируемый результат
Планируемые результаты:
Личностные:
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на урокеРаботать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
Ориентировать в учебнике
Находить ответы на вопросы в тексте
Делать выводы о результате совместной работы в группе
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Слушать и понимать речь других
Учиться работать в группе
Высказывать и обосновывать свою точку зрения
Предметные результаты:
Находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки;
Находить проверочные слова с помощью подбора слов-родственников или изменения формы слова;Писать без ошибок безударную букву в корне слова
Основные понятия
Орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.
Межпредметные связи
Окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
Ресурсы:
основные
дополнительные
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 классПрезентация к уроку «Безударные гласные в корне слова»Карточки с заданиями по группамКартинки птицСлова - карточкифизкультминуткаалгоритм самооценки.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,выполнение которых приведёт кдостижению запланированныхрезультатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД
I. Самоопределенне кдеятельности.Организацнонный момент (1 мин)Цели:
Психологическийнастрой наработу.Самопроверкаготовности куроку.
Проверяютготовность к уроку.Самоконтроль
Настраиваетучащихся наплодотворную работуна уроке.
Долгожданный дан звонокНачинается урокНожки вместе, спинки ровноИ к уроку всё готово.
Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудитьсяРаботаем старательноСлушаем внимательно.
Уметь вежливообщаться содноклассниками,работать в коллективе
Личностные:самоопределениероли ученика
Коммуникативные: умениеслушать ислышать.
II. Актуализа
Послушайте загадку.
Уметь проговаривать
цня опорных
Разукрасила дома
последовательность
знаний
Голубая бахрома.
действий на уроке
(7 мни)
Разогрелись крышки парт
(Регулятивные УУД).
Цели:
Это значит месяц - ... март.
Уметь оформлять
Вспомнить
- Какое сегодня число? Запишите
свои мысли в устной
понятие ударение,
число и слова Классная работа.
форме
ударная и
Создает
- К какому времени года относится
(Коммуникативное
безударная
эмоциональный
март-месяц? (весна)
УУД).
гласная
настрой на
(на слайде 2 картинка Весны,
Закрепить умение
плодотворную работу
учитель читает стих)
Уметь высказывать
находить в слове
учащихся
Шагает весна - красавица
своё предположение
корень
Анализируют
Легко земли касается,
Идёт по полю, на реку,
И по снежку, и по цветку.-Посмотрите, какой загадочныйузор Весна составила, запишите втетради.
А) минутка чистописания
(Регулятивные УУД).
гласные звуки
Аоеия аоеия
Уметь различать
Выявляет
- Назовите одним словом. Что это?
ударные
·
и
уровень
-Какие буквы мы называем
безударные
знаний.
гласными?
гласные
Определяет
-На какие группы можно поделить
Типичные недостатки
гласные?
Б) Словарная работа ===Работа у доски (на обратнойстороне)2 чел.
Работа у доски:
Запиши слова, выполни звуко-буквенный анализ последнего
Выполняют звуко-
слова.
Уметь
буквенный анализ
(йагада), (бироза), (ручйи),
выполнять
слова
(дождик), (мичи)
звуко-буквенный
Выполняют
группировку
предметов.
Обосновывают свой
выбор.
Организует
обобщение
актуализированных
знаний.
Радуются Весне и звери, и птицы.Запишите, кто Весну встречатьприлетел на полянку.
(Картинный диктант. Выставить водин ряд картинка +слово)-Назовите одним словом.
На какие две группы можноподелить слова?
Разместить на доске на 2 столбикаВоробей
сова
Сорока
грачи
Ворона
скворец
Дятел
дрозды
-Подчеркните непроверяемыегласные.
Меня заинтересовала втораягруппа слов. Поработаем сданными словами. Поставьтеударение, выделите корень,(Цепочкой с места, спроговариванием)
анализ словаУметь
группировать
предметы
III. Постановка
Уметь
оформлять
учебной
Участвуют
в
Включает учащихся в
-Что заметили в данной группе
свои мысли в устной
проблемы и
обсуждении
обсуждение.
слов? Безударная гласная в корне
форме
формулирование
проблемных
слова - это орфограмма.
(.Коммуникативные
темы урока
вопросов.
Организует выявление
Подчеркните её.
УУД).
(7мин)
места затруднения.
Уметь
Цели
подвестиобучающихся ктеме урока
организоватьпостановку целиурока;
Формулируют темуурока
формулируютсобственное мнениеи аргументируют его
Подводит учащихся к
_ Внимательно посмотрите навторой столбик слов исформулируйте тему урока.
Тема: безударные гласные в корнеслова.
ориентироваться всвоей системе знаний:отличать новое от ужеизвестного спомощью учителя
формулированию
- Проверяем работу ребят на
(Познавательные
темы урока
доске, (двух учеников)
УУД).
Организует
-Какое было дано задание?
- Удалось ли выполнить задание?Ты всё сделал правильно или былинедочеты?
Уметь
преобразовыватьинформацию из однойформы в другую
самооценку
- Гы выполнял самостоятельно или
(Познавател ьные
с чьей-то помощью?
-Оцени свою работу. Самооценка.-Мнение учителя скомментированием.
-Сейчас мы с ... училисьоценивать свою работу-Обратите внимание натранскрипцию последнего слова.Транскрипция была одинаковая, аслова получились разные. Почемуполучились разные слова (Звук ибыл безударным)
- Какие (мичи) ты имел в виду?
УУД).
(футбольные, детские) Мячи-проверяем словом мяч+ картинка
Какие (мичи) ты умел в виду?(оружие) мечи-проверяем словоммеч+картинка
Значит, нужно не только видетьбезударную гласную в корне, но иподумать о происхождении слова,и как его проверить.
-Какую же цель мы поставимсегодня на уроке? Как проверитьбезударную гласную в корнеслова. А для этого нужно
Ставят цель урока.
научиться подбирать проверочные
слова.
Подводит к
Цель: Как проверить безударную
постановке цели
гласную: Научиться подбирать
урока
проверочные слова.
Я немного подкорректирую темуурока, (добавить к темеПодбираем проверочные слова.)
Составим план действий:(Чтобы придти к цели)
Составляют
план
1 .Научимся подбирать
действий
для
Помогает
проверочные слова
достижения
цели
сформулировать
2.Узнаем правило
урока
мысли
3. Применим правило принаписании слов с безударнойгласной в корне- Что мы сейчас делали?(планировали свою работу)-Какое умение формировали?(Умение планировать работу)
IV Открытие
1) Наблюдение по учебнику
Уметь проговаривать
нового знания..
Работают
с
Выполним упражнение 223 на
последовательность
Выведение
информацией,
странице 130 учебника.
действий на уроке;
правила
представленной
в
-Спишите первую группу слов.
(.Регулятивные УУД).
правописания
учебнике.
Организует
Поставьте ударение, выделите
Уметь ставить
Уметь оформлять
буквы
фронтальную работу
корень. Какое слово в данной
ударение
свои мысли в устной
безударного
по учебнику.
группе проверочное? Почему?
форме; слушать и
гласного в корне
Участвуют
в
Буква в корне стоит под
понимать речь других
слова.
обсуждении
ударением, те в сильной позиции)
(Коммуникативные
проблемных
Организует
Подчерните проверочное слово
УУД).
(15мин)
вопросов.
подводящий диалог
-Спишите вторую группу слов.
Цели:
Поставьте ударение, выделите
Уметь оформлять
формировать
Формулируют
корень. Какие слова в данной
Уметь выделять
свои мысли в
умение видеть
собственное мнение
группе будут проверочными?
в слове корень
письменной форме
орфограмму в
и аргументируют
Почему? Подчерните проверочные
(Коммуникативные
корне слова,
его.
слова.
УУД)
уточнить знания
-Выполните аналогичное задание
Уметь быть
обучающихся об
в третьей группе. Назовите
толерантными к
особенностях
-
проверочные слова в этой группе.
чужим ошибкам и
проверочных слов
-Как, по каким признакам мы
другому мнению
и способах
будем определять проверочные
(Личностные УУД)
проверки.
слова? (В корне слова ударная
Совместно
Фиксируют новое
гласная)
вывести правила
знание в устной
- Какое умение мы сейчас
правописания
речи.
развивали? (работа с информацией
буквы
Отвечают
на
Организует
учебника)
Уметь добывать
безударного
вопросы учителя
фиксирование нового
2) Физкультминутка
новые знания:
гласного в корне
знания в устной речи
3)Работа по группам
находить ответы на
слова
Находить проверочное слово в
вопросы, используя
группе однокоренных слов мы
учебник, свой
теперь умеем, давайте будем
жизненный опыт и
Организует работу в
учиться подбирать проверочные
информацию,
группах
слова сами. Работаем в группах.
полученную на уроке
Каждая группа получает задание,
(.Познавательные
которое нужно выполнить на
УУД).
листке и записать вывод.
Уметь работать в
Выберите, кто в группе будет
группе (Личностные
читать задание, кто записывать
Уметь работать в
УУД).
Работают в группах
мысли, кто будет отвечать.
Задание 1 группеПоставь ударение, выдели кореньслова, подбери проверочное слово.Для этого измени форму слова:много-один
группе
Оценивают
Трава -
правильность
Земля-
выполнения заданий.
Сова-
Вывод: Чтобы подобрать
проверочное слово, нужно
изменить
Задание 2 группе
Поставь ударение, выдели корень
слова, подбери проверочное слово.
Для этого измени форму слова:
один-много
Шаги -
Г рачи.-
Делают выводы на
Слоны-
основе собственных
Вывод: Чтобы подобрать
наблюдений
проверочное слово, нужно
изменить
Задание 3 группеПоставь ударение, выдели кореньслова, подбери проверочное слово.Для этого выполни по образцу:
скворец-скворушка
Птенец-Ковер-Г нездо-
Вывод: Чтобы подобрать
проверочное слово, нужно назвать
слово
Задание 4 группеПоставь ударение, выдели кореньслова, подбери проверочное слово.Для этого подбери однокоренноеслово (существительное)
Трещит -Цветёт-Бежит -
Вывод: Нужно подобрать, чтобы безударный звук стал
ударным.
Задание 5 группеПоставь ударение, выдели кореньслова, подбери проверочное слово.Для этого подбери однокоренноеслово (прилагательное)
Темнота-
Ласкает-
теплеет-
Выводы: Нужно подобрать, чтобы
безударный звук стал ударным.Задание 6 группеПоставь ударение, выдели кореньслова, подбери проверочное слово.Для этого подбери однокоренноеслово (глагол)
Сказал-
Кормушка-
Ходьба-
Вывод: Выводы: Нужно подобрать, чтобы безударный звук сталударным.
-Проверяем работу групп. Читаемзадание, делаем выводы. (Вывожу
на зкран)
Организует
4) Выведение правила
деятельность
-Объединим все наши мысли, (на
по
экране вставить пропущенные
применению
слова)
Выводят правило
новых знаний
Чтобы правильно написатьбезударную гласную в корнеслова, надо (изменить формуслова), или, назвать слова(ласково), или подратьоднокоренное проверочное слово
нахождения
(существительное),
проверочных слов
Подводит к
(прилагательное), (глагол), так,
формулированию
чтобы безударный звук стал
правила нахождения
ударным.
проверочных слов
- Давайте прочитаем какое
правило у нас получилось,(чтение с экрана)
-Сравните с правилом изучебника на странице 130. Чтоскажете. Какие мы молодцы!Только какое-то большое,
длинное, трудное правилополучилось . Предлагаю сочинитьправило в стихах.
Вспоминаем 1 класс.
Если буква гласнаявызвала сомнение,ты её немедленно
ставь под ударение.Продолжим: (на листе ватманавписать слова)
Чтобы правильно писать,
Надо слово ... (изменять)
Иль проверочное словоНужно ... (ласково) назвать.Ещё способ один есть:Родственное слово здесьНужно сразу подобрать
Обобщает ответыдетей
Чтоб ударным звук ... мог стать.
-Прочитайте, что теперьполучилось. Спишите первыечетыре строчки. (На экраневыделить первый куплет жирнымшрифтом)
Обобщение: Давайте ещё разповторим способы подборапроверочных слов. (Экран)Возьмём слово звезда(Я начинаю читать, детипродолжают)
1 способ: Измени форму слова(помигала)
способ: Назови слово ласково(помигала)
способ: Подбери однокоренноеслово (помигала)
Я желаю вам сиять, сверкать,светить людям, как эта звёздочка.А желание, старание,настойчивость принесут вамуспех. (Оставить слайд , тольконенадолго закрыть его)
У.Развитиеумений -применениеполученныхзнаний
( 2мин)
Цель: организовать
усвоение учениками новогоспособа действий
Фиксируют новоезнание в устнойречи.
Отвечают навопросы учителя
Организует усвоениеучениками новогоспособа действий спроговариванием вовнешней речи.
Продолжим работу.
1)Работа по учебникуУпражнение 225 в учебнике.Работаем устно по алгоритму.Прочитай слово с безударнойгласной, назови безударнуюгласную, назови проверочноеслово. В слове моря безударнаягласная о, проверочное словоморе. Цепочкой выполняемупражнение (устно)
Уметь работатьпо алгоритму
Уметь проговариватьпоследовательностьдействий на уроке(Регулятивные УУД).Уметь оформлятьсвои мысли в устной иписьменной форме;слушать и пониматьречь других(Коммуникативные
УУД).
с
проговариваниемво внешней речи.
VI. Включениеновых знаний всистему знанийСамостоятельная работа (5мин)Цели: организоватьвыполнениеучащимисясамостоятельнойработы на новоезнание; организоватьсамопроверку поэталону, самооценку;
организоватьвыявление местаи причинызатруднений,работу надошибками.
Выполняют заданиесамостоятельно втетради.
Выполняютсамопроверку поэталону.
Называют спомощью учителяместо своегозатруднения,причину
исправляют ошибки.
Выполняютсамооценку поалгоритму.
Организует
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы на новое
знание, используя
карточки по
дифференциации
помощи
обучающимся
Организуетсамопроверку поэталону.
Организует выявлениеместа и причинызатруднений, - работунад ошибками.
Организует
самооценку
2)Дифференцированная самостоятельная работа поприменению нового знания сучетом индивидуальных и психологическихособенностей обучающихся
группа: Выполните упражнение 225 из учебника письменно.
Группа: Работа у доски. Игра«Скалолазы»
Поставь ударение в слове, выделикорень, подбери устнопроверочное слово, вставьнужную букву. Г лаза, гроза,цветы, дождик, скворец, трава,кричат, моряк, кормушка, несёт.
Группа: Самостоятельноевыполнение упражнения 224 изучебника.
Уметь
самостоятельно
выполнять
задание,
применяя новыезнания
Уметь проговариватьпоследовательностьдействий на уроке{Регулятивные УУД).Уметь выполнятьработу попредложенному плану{Регулятивные УУД).
Уметь самостоятельносоставлять
информацию спомощью схем(ПознавательныеУУД)
Уметь вноситьнеобходимыекоррективы вдействие после егозавершения на основеего оценки и учётахарактера сделанныхошибок
{Регулятивные УУД).Способность ксамооценке на основекритерия успешностиучебной деятельности{Личностные УУД).
VII. Рефлексияучебной
деятельности науроке
(Змин)
Цели:
Отвечают навопросы учителя.
Организует
рефлексию.
-Назовите тему урока.
-Какую цель мы ставили передсобой?
-Назовите способы нахожденияпроверочных слов (по экрану)-Какое правило сотворили на
Уметь оцениватьправильностьвыполнения действияна уровне адекватной
организоватьрефлексию и самооценку
Делают самооценку
Организуетсамооценку учебной
уроке?
-Достигли ли мы поставленной цели?
ретроспективной
оценки.
{Регулятивные У УД).
учениками
собственной
учебной
деятельности.
своей деятельностина уроке
деятельности.
Домашнее задание
-Дома закрепите полученные науроке знания и выполнитеупражнение 226 из учебника.-Вопросы по домашнему заданиюко мне есть?
Самооценка работы на уроке
(Слайд на экране)
-Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт по полю, на реку,
И по снежку и по цветкуТравка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весноюВ гости к нам спешит.
-Какая орфограмма выделена вслова?
Замечательное время года Весна.По полям бегут ручьи, на дорогахлужи. Скоро выйдут муравьипосле.зимней стужи. Пробираетсямедведь сквозь лесной валежник.Стали птицы песни петь. Ирасцвел подснежник. Веснапринесла с собой целую охапкубумажных подснежников.Настоящих она принести незахотела, их в лесу осталось оченьмало, пусть рас тут и радуют всех.Выберите для себя подснежник,как вы оцениваете на уроке своюработу. Прикрепите подснежникна доску.
Способствоватьформированиюсамооценки на основекритерия успешностиучебной деятельности{Личностные УУД).
Коммуникативные: умение сдостаточнойполнотой иточностьювыражать своимысли.
15