Урок по русскому языку: Написание корня в однокоренных словах.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка
Тема: Написание корня в однокоренных словах.
Учитель: Булгак И.Г. Класс: 3 - Б
Цели:
Образовательные:
уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково;
повторить с учащимися  понятие «однокоренные слова»;
учить подбирать родственные (однокоренные) слова;
выделять корень слова в однокоренных словах;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Развивающие:  
развивать наблюдательность, память, творческие способности, речь
совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог.
 Воспитательные: 
воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством;
воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно,
помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Ресурсы урока:
учебник Русский язык для 3 класса общеобразовательных учреждений авторы Т.Г.Рамзаева, Москва, «Дрофа», 2012 г.,
раздаточные материалы, таблица, рабочие листы, схемы; каждому,
мультимедийный проектор, колонки, мультимедийная презентация,
карточки для составления схемы-опоры, экран, «Копилка русского языка», рисунки, словарь –интернет.
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний и умений ( УСОЗиН)
Методы: словесный, практический, наглядый.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД
1.Организационный этап
- У нас сегодня очень много гостей, давайте поприветствуем их.
- Я желаю вам успехов на уроке!
- Садитесь.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
- У нас урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: (слайд )Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять. Дети поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют их.
Дети садятся
Слушают учителя
Слушают. Регулятивные:
- нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Проверка домашнего задания
- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по пройденной теме
– Давайте проверим домашнее задание. Прочитайте, какие однокоренные слова вы подобрали к заданным корням? (гриб, ход, сад.)
- Дайте определение, что такое корень?
– Как называются группы этих слов?
- Какие два условия должны соблюдаться чтоб слова были однокренные? - работают с тетрадью,
отвечают на вопросы учителя, вспоминая, изученный ранее материал.
- Учащиеся зачитывают домашнее задание.
Общая часть родственных слов – корень.
Однокоренные или родственные
- Общая часть, общее значение. Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог.
2. Чистописание
- Ребята, откройте тетради и запишите число и классная работа.
- Три ученика работают с разноуровневыми карточками.
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (на слайде)
б н о р ы ч м и ю
й ц в к а п р д б
г щ у ы ч т б э я
- Верно, сегодня повторим написание буквы Б.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?
- Охарактеризуйте звук б?

1. Бб Ббб Бббб Ббббб….
- Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. 
- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.
2. Будьте внимательны, отгадайте загадку.
Осенью первыми листья, как слёзы, тихо на землю роняют … слайд
- Вспомните как пишется это словарное слово?
Если хочешь умны стать, нужно много книг читать. Чтоб найти все книги века приходи в… слайд
Как пишется это словарное слово?
- Запишите эти слова и подберите к ним однокоренные.
При написании слов обратите внимание на соединение букв, пишите аккуратно.
Спишите предложение.
В яркие сарафаны нарядились берёзки в соседнем березняке.
Заметили ли вы в предложении похожие слова ?Что у них общего?
Оцените качество своей работы. Смотрят на слайд
- трое учащихся работают с карточками.
На минутке чистописания мы будем писать букву – б.
- Эта буква может обозначать два звука б и б,
(Он согласный, звонкий, парный)
Смотрят на слайд
(Строчная буква "Б" следует в порядке увеличения на одну букву)
Записывают цепочку букв.
Отгадывают загадку
берёзы
с безударным Е
библиотеку
с безударными Иберёза – березняк, библиотека - библиотечный
Списывают предложение в тетрадь.
Берёзки, березнякеОбщий корень берез 3. Актуализация знаний
- Как можно назвать все эти слова?
- Почему?
- Сделайте свои предположения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Что будем повторять?
- Правильно, молодцы. Тема нашего урока написание корня в однокоренных словах.
-Какую цель вы поставите перед собой?
- Вчера мы с вами слушали сказку «Семья слов» о словесном дереве. Давайте и мы вырастим такое волшебное дерево.(работа в парах)
Мир, сад, цвет, гриб, зим.
Как вы написали корни в однокоренные словах? - Оцените свою работу Однокоренные, родственные
Общая часть, общее значение
Сегодня на уроке будем говорить об однокоренных словах и их написании
Научиться без ошибок писать корни в однокоренные словахУчащиеся парами выращивают волшебные деревья
Записывают ответы
Корни в однокоренные словах пишутся одинаковоОрганизовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения
наиболее рационального способа понимания, какие слова называются родственными.
Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками.
4.Физминутка
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши.
Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.
Лес – лесник,
река – ручей,
небо – небесный,
сад – садовый,
холод – мороз,
дом – домашний,
лист - листок,
дождь – капля,
поле – полюшко,
гриб – грибной,
пень - пенка,
берёза – березняк,
осень – осенний.
Оцените свою работу Выполняют движения
хлопают
приседают
хлопают
хлопают
приседают
хлопают
хлопают
приседают
хлопают
хлопают
приседают
хлопают
хлопают
5. Обобщение и систематизация знаний
1.Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения
- Следующую работу предлагаю вам выполнить в группах.
Организуется 5 групп по 4 человека.
У каждой группы – свой корень.
Задание:слайдЗапишите однокоренные слова.
Выделите корень.
С одним из слов составьте предложение.
Сделайте вывод:
Какие слова называются родственными, как они пишутся? Работают в группах Первичное закрепление во внешней речи
Проверка.
1 группа. Слова с корнем –лист-.
Разноцветный ковёр из листьев укрыл землю
2 группа. Слова с корнем –свет-Солнце светит не так ярко, как летом.
3 группа. Слова с корнем –снег-.
В воздухе пролетают первые снежинки.
4 группа. Слова с корнем -вод-.
Вода в реках стала холодной.
Ребята, а слово водитель однокоренное
5 группа. Слова с корнем –лёд-
Осенью лужи покрываются первым лёдком.
Оцените свою работу.
-Ребята, посмотрите какой чудесный рассказ у нас получился. Осень яркое прекрасное время года. Её красоту в своих произведениях воспевали многие художники, поэты, композиторы. Назовите их фамилии и произведения.
Левитин «Золотая осень», Чайковский «Времена года», Иван Бунин «Листопад», Пушкин, Тютчев,Фет.
-Вы прослушали стихотворение под музыку Чайковского «Времена года» «Октябрь» Лист – листочек – лиственница - лиственный
Вывод: слова, которые имеют одинаковый корень и одинаковое значение, называются однокоренными или родственными.
Свет-светильник-подсветка
Вывод: корень в однокоренных словах может находиться не только в начале слова, но и в середине, и в конце слова., Снег-снежок-снеговик-снежинка
Вывод: последняя согласная буква корня у родственных слов может изменяться.
Вода-водяной-подводный- однокоренные, водитель не подходит, хотя корень одинаковый Вывод: не все слова с одинаковым корнем будут родственными.
Лёд-ледник-ледышка
Вывод: гласная буква корня у родственных слов может изменяться.
Один ученик под музыку Чайковского читает стихотворение
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, умение излагать свои мысли.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Ребята, я знаю что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте кто это?
- Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова, выделите корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
Зачитывают однокоренные слова.
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
Зачитывают однокоренные слова.
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал?
Оцените свою работу
- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Давайте сравним наш вывод с выводом автора учебника. Откройте учебник на странице 59, прочитайте правило. Правильный мы вывод сделали? - играя в игру, отгадывают загадки, подбирают однокоренные слова, выделяют корень,
(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит...)

(Повар, сварил, варенье...)
(Тракторист, трактор...)
Корень
Одинаково. Познавательные: анализ, обобщение, умение находить ответ на вопрос.
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Работа с учебником
- Упражнение 128. Проверка в парах.
Оцените себя.
Тест на слайде
Выберите нужный ответ, подчеркните его.
Найди лишнее слово:
 Водичка,  подводник,  водитель2 . Какое слово является однокоренным к слову ГОРЕВАТЬ?
а)гора
б) гористый
в) горе
3. Корень – это общая часть родственных слов, в которой передаётся их основное значение.
а) да
б)нет
4. Как пишутся корни однокоренных слов?
а) одинаково
б) по- разному
Проверьте и оцените себя. Учащиеся выполняют упражнение Общеучебные: поиск и выбор необходимой информации.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
акцентирует внимание детей:
- Вернёмся к строчкам с которого начался наш урок.Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.Научился применять,Задания теперь легко мне выполнять.- Что искали?
- Какое знание открыли? 
- Задания легко теперь вам выполнять? Почему? ответы учащихся:
Подбирали однокоренные слова
Корни однокоренные слов пишутся одинаково
Мы знаем правило. Домашнее задание
Составьте рассказ об осени с однокоренными словами. записывают в дневники Оценивание и итог урока.
У каждого из вас есть осенние листочки зелёный, жёлтый, красный. – оцените сами свою работу
1)Ели было интересно, удалось все задания выполнить правильно и аккуратно; - зелёный лист.
2) Если были затруднения – жёлтый лист.
3) Если вам на уроке было трудно справляться с заданиями – красный лист. Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном, эмоциональном уровне. Регулятивные: оценка осознанного уровня усвоения.
лист свет
снег вод
лёд
Тест
Выберите нужный ответ, подчеркните его.
1.Найди лишнее слово:
 Водичка,  подводник,  водитель2 . Какое слово является однокоренным к слову ГОРЕВАТЬ?
а)гора
б) гористый
в) горе
3. Что такое корень?
а) Корень – общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
б)
4. Как пишутся корни однокоренных слов?
а) одинаково
б) по-разному
Проверьте и оцените себя. Тест
Выберите нужный ответ, подчеркните его.
1.Найди лишнее слово:
 Водичка,  подводник,  водитель2 . Какое слово является однокоренным к слову ГОРЕВАТЬ?
а)гора
б) гористый
в) горе
3. Что такое корень?
а) Корень – общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
б)
4. Как пишутся корни однокоренных слов?
а) одинаково
б) по-разному
Проверьте и оцените себя.
Тест
Выберите нужный ответ, подчеркните его.
1.Найди лишнее слово:
 Водичка,  подводник,  водитель2 . Какое слово является однокоренным к слову ГОРЕВАТЬ?
а)гора
б) гористый
в) горе
3. Что такое корень?
а) Корень – общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
б)
4. Как пишутся корни однокоренных слов?
а) одинаково
б) по-разному
Проверьте и оцените себя.
Тест
Выберите нужный ответ, подчеркните его.
1.Найди лишнее слово:
 Водичка,  подводник,  водитель2 . Какое слово является однокоренным к слову ГОРЕВАТЬ?
а)гора
б) гористый
в) горе
3. Что такое корень?
а) Корень – общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
б)
4. Как пишутся корни однокоренных слов?
а) одинаково
б) по-разному
Проверьте и оцените себя.
Тест
Выберите нужный ответ, подчеркните его.
1.Найди лишнее слово:
 Водичка,  подводник,  водитель2 . Какое слово является однокоренным к слову ГОРЕВАТЬ?
а)гора
б) гористый
в) горе
3. Что такое корень?
а) Корень – общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
б)
4. Как пишутся корни однокоренных слов?
а) одинаково
б) по-разному
Проверьте и оцените себя.
Тест
Выберите нужный ответ, подчеркните его.
1.Найди лишнее слово:
 Водичка,  подводник,  водитель2 . Какое слово является однокоренным к слову ГОРЕВАТЬ?
а)гора
б) гористый
в) горе
3. Что такое корень?
а) Корень – общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
б)
4. Как пишутся корни однокоренных слов?
а) одинаково
б) по-разному
Проверьте и оцените себя.
Карточка 1
Прочитай. В каждой группе слов подчеркни лишнее. Выдели корень в однокоренных словах.
Рыбка, рыбак, рыбёшка, щука.
Травка, травинка, травяной, травма.
Полянка, поле, полюшко, половник.
Карточка 2
Прочитай. К каждому слову подбери и запиши три однокоренных слова.
Гора - _________________________________________________________
Слеза - ________________________________________________________
Дар - __________________________________________________________
Свет - _________________________________________________________
Карточка 3
Выдели корень в однокоренных словах. Обведи пару близких по значению слов.
Стол – столбы, пень – пенка, коза – козлёнок, азбука – алфавит, ком – комната, коза – стрекоза, день – деньги, лимон – лимонад, лимон – апельсин, вода – водитель.Цели:
уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково,
учить находить корень в словах.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятием «однокоренные слова»;
учить подбирать родственные (однокоренные) слова;
выделять корень слова в однокоренных словах;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
совершенствовать представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Развивающие:  
развивать наблюдательность, память, творческие способности, речь
совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог.
 Воспитательные: 
воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством;
воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно,
помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Цели: после урока учащиеся смогут
- подбирать однокоренные слова, выделять корень в словах,
продолжить формирование умения подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне,
выражать собственную точку зрения.
Основные понятия:корень, однокоренные слова.
Ресурсы урока:
учебник Русский язык для 3 класса общеобразовательных учреждений авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2013 г.,
поурочные разработки по русскому языку 3 класс, автор О. И. Дмитриева, Москва «Просвещение» 2013г.,
;
раздаточные материалы, таблица, рабочие листы, схемы; каждому,
мультимедийный проектор, колонки, мультимедийная презентация,
карточки для составления схемы-опоры, экран, «Копилка русского языка», рисунки, словарь –интернет.
Тип урока - урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Технологическая карта урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 этап
Организационный момент - приветствует учащихся,
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
- У нас урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: (слайд 2)
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять. не более
….
мин.
2 этап.
Проверка домашнего задания - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по пройденной теме
– Прочитайте какие слова вы подобрали к заданным корням?
- Дайте определение, что такое корень?
– Как называются группы этих слов? - работают с тетрадью,
отвечают на вопросы учителя, вспоминая, изученный ранее материал. не более
….
мин.
Чистописание 3. Чистописание
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (на доске)
б н о р ы ч м и ю
й ц в к а п р д б
г щ у ы ч т б э я
- Верно, сегодня повторим написание буквы Б.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
(Они согласные, звонкие, парные)

Бб Ббб Бббб Ббббб….
- Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. 
(Строчная буква "Б" следует в порядке увеличения на одну букву)
- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.
Спишите предложение.
В яркие сарафаны нарядились берёзки в соседнем березняке.
Заметили ли вы в предложении похожие слова ?Что у них общего?
Общий корень
- Как можно назвать все эти слова?
- Почему?
- Самое главное у всех этих слов одно значение.
- Сделайте свои предположения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Что будем повторять?
- Правильно, молодцы, мы сегодня на уроке будем говорить о том, как пишутся корни однокоренных слов.
4 этап. Самоопределение к деятельности - объяснение учителя:
- Возьмите листочки, прочитайте слова. Спишите. Выделите в словах корень.
Садовник, лётчик, перевозчик.
- проверка выполненной работы,
- Расскажите, как вы находили корень в словах? работают с раздаточным материалом,
- отвечают на проблемные вопросы,65938401496060005034280367093500 не более
….
мин.
5 этап. Целеполагание и планирование - формулирование темы урока:
- Сформулируйте тему урока.
- формулирование целей урока:
- Назовите цели урока. - формулируют тему урока,
формулируют цели урока,
не более
….
мин.
6 этап. «Открытие» нового знания I.. работа по учебнику:
- Прочитайте сведения о языке на стр. 75
- Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
- Приведите примеры.
работа с упражнением:
- Прочитайте задание.
- Откройте словарь однокоренных слов с 140. Рассмотрите.
- Выполните задания.
II. словарная работа:
- Составьте из данных букв слово: ЦОЛИАСТ (слайд)
- Зачитайте лексическое значение этого слова.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- составьте предложение со словом СТОЛИЦА, запишите.
- Запомните написание этого слова. - работают с учебником,
- приводят примеры,
- выполняют упр. 133.
выполняют самопроверку, взаимопроверку,
работают с новым словарным словом: составляют, записывают, запоминают,
не более
….
мин
Физкультпауза без прерывания учебной деятельности - объясняет условия игры «Найди своё дерево»:
- Вот 2 дерева с корнями, а вы листочки с этих деревьев.
- Найдите своё дерево.
- Посмотрите, какие у вас чудные деревья получились!
- Назовите корни в однокоренных словах. - ребята получили свой листочек и находят нужное дерево,
не более
……
мин.
7 этап. Первичное закрепление I.. работа в парах: (слайд)
- Из данных предложений составьте связный текст.
- Озаглавьте его и запишите.
Снег укрыл пни и кусты.
Вот сугроб.
Утром выпал первый снежок.
Там спит медведь.
– Прочитайте получившийся текст.
– Найдите в тексте однокоренные слова, докажите свой выбор.
– Выделите корень (снег, снежок).
– Что вы заметили?
- От какого корня образовалось слово снежок?
– Какой можно сделать вывод?
- В первом предложении, подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
Утром выпал первый снежок.
- Назовите словосочетания.
- Разберите одно из них.
– Найдите в тексте слово, в котором букв больше, чем звуков.
– Запишите это слово. работают над составлением текста,
отвечают на вопросы учителя:
в этих словах есть общая часть и общее значение,
согласные в корне чередуются,
от слова снег,
делают вывод: при образовании однокоренных слов, в корне слова может происходить чередование согласных звуков
- выпал утром - снежок первый
- медведь – 7 б., 6 зв. не более
…..
мин.
8 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
объясняет условия игры «Узнай кто это?»:
- Отгадайте загадки.
- Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова.
- Выделите в словах корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит...)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
(Повар, сварил, варенье...)
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал?
(Тракторист, трактор...)
- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?
- играя в игру, отгадывают загадки, подбирают однокоренные слова, выделяют корень,
не более
…..
мин.
9 этап. Рефлексия и оценивание. акцентирует внимание детей:
- Вернёмся к строчкам с которого начался наш урок.Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.Научился применять,Задания теперь легко мне выполнять.- Что искали?
- Какое знание открыли? 
- Кто научился применять?- Задания легко теперь вам выполнять? ответы учащихся: не более
…..
мин.
10 этап.
Домашнее задание задаёт домашнее задание:
- Прочитать информацию в рублике «Страничка для любознательных» стр. 76, упр № 136. записывают в дневники, не более
….
мин.
11 этап.Оценивание и итог урока. - встаньте и изобразите собой шкалу успеха,покажите, на сколько сегодня вы:
1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2) разобрались с темой урока;
3) умеете применять свои знания.
   (Сидят за партами – плохо, слабо;
  Просто стоят – хорошо;
 Стоят,  руки вверх – отлично).самооценка учащихся,
оценивание детей учителем. не более
…..
мин.
- Предлагаю вам эту работу выполнить в группах.
Организуется 5 групп по 4 человека.
У каждой группы – свой корень, от которого нужно образовать несколько однокоренных слов.
Задание:
Подберите и запишите однокоренные слова.
Выделите корень в каждом слове.
Сравните корни.
Обсудите значение каждого слова.
Сделайте вывод:
Как пишутся корни однокоренных слов?
III. Постановка учебной задачи
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения
наиболее рационального способа понимания, какие слова называются родственными. - Вчера мы с вами слушали сказку «Семья слов» о словесном дереве. Давайте и мы вырастим такое волшебное дерево. 3.Работа по теме урока.
Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог. Однокоренные
В этих словах общая часть слова - корень
Речь сегодня на уроке пойдёт о однокоренных словах.
Дети читают слова.
Берёзка, берёзовый, березняк.
Символом России является – Берёза.
- Однокоренными.
Там, где родились, где живут наши родственники, т.е. откуда пошёл наш род.
Читают правило.
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной;Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа, где густаяЛиства янтарный отблеск льет;Играя, в небе промелькнетСкворцов рассыпанная стая —И снова все кругом замрет.Последние мгновенья счастья!Уж знает Осень, что такойГлубокий и немой покой —Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчалИ на заре, когда с закатаПурпурный блеск огня и златаПожаром терем освещал.Потом угрюмо в нем стемнело.Луна восходит, а в лесуЛожатся тени на росу...Вот стало холодно и белоСреди полян, среди сквознойОсенней чащи помертвелой,И жутко Осени однойВ пустынной тишине ночной.Теперь уж тишина другая:Прислушайся — она растет,А с нею, бледностью пугая,И месяц медленно встает.Все тени сделал он короче,Прозрачный дым навел на лесИ вот уж смотрит прямо в очиС туманной высоты небес.О, мертвый сон осенней ночи!О, жуткий час ночных чудес!В сребристом и сыром туманеСветло и пусто на поляне;Лес, белым светом залитой,Своей застывшей красотойКак будто смерть себе пророчит;Сова и та молчит: сидитДа тупо из ветвей глядит,Порою дико захохочет,Сорвется с шумом с высоты,Взмахнувши мягкими крылами,И снова сядет на кустыИ смотрит круглыми глазами,Водя ушастой головойПо сторонам, как в изумленье;А лес стоит в оцепененье,Наполнен бледной, легкой мглойИ листьев сыростью гнилой...Не жди: наутро не проглянетНа небе солнце. Дождь и мглаХолодным дымом лес туманят, —Недаром эта ночь прошла!Но Осень затаит глубокоВсе, что она пережилаВ немую ночь, и одинокоЗапрется в тереме своем:Пусть бор бушует под дождем,Пусть мрачны и ненастны ночиИ на поляне волчьи очиЗеленым светятся огнем!Лес, точно терем без призора,Весь потемнел и полинял,Сентябрь, кружась по чащам бора,С него местами крышу снялИ вход сырой листвой усыпал;А там зазимок ночью выпалИ таять стал, все умертвив...Трубят рога в полях далеких,Звенит их медный перелив,Как грустный вопль, среди широкихНенастных и туманных нив.Сквозь шум деревьев, за долиной,Теряясь в глубине лесов,Угрюмо воет рог туриный,Скликая на добычу псов,И звучный гам их голосовРазносит бури шум пустынный.Льет дождь, холодный, точно лед,Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваномНад лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымыВстают столбами на заре,Леса багряны, недвижимы,Земля в морозном серебре,И в горностаевом шугае,Умывши бледное лицо,Последний день в лесу встречая,Выходит Осень на крыльцо.Двор пуст и холоден. В ворота,Среди двух высохших осин,Видна ей синева долинИ ширь пустынного болота,Дорога на далекий юг:Туда от зимних бурь и вьюг,От зимней стужи и метелиДавно уж птицы улетели;Туда и Осень поутруСвой одинокий путь направитИ навсегда в пустом боруРаскрытый терем свой оставит.Прости же, лес! Прости, прощай,День будет ласковый, хороший,И скоро мягкою порошейЗасеребрится мертвый край.Как будут странны в этот белыйПустынный и холодный деньИ бор, и терем опустелый,И крыши тихих деревень,И небеса, и без границыВ них уходящие поля!Как будут рады соболя,И горностаи, и куницы,Резвясь и греясь на бегуВ сугробах мягких на лугу!А там, как буйный пляс шамана,Ворвутся в голую тайгуВетры из тундры, с океана,Гудя в крутящемся снегуИ завывая в поле зверем.Они разрушат старый терем,Оставят колья и потомНа этом остове пустомПовесят инеи сквозные,И будут в небе голубомСиять чертоги ледяныеИ хрусталем и серебром.А в ночь, меж белых их разводов,Взойдут огни небесных сводов,Заблещет звездный щит Стожар —В тот час, когда среди молчаньяМорозный светится пожар,Расцвет полярного сиянья.1900