Технологическая карта урока на тему Отличие исконно русских слов от старославянизмов


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС ООО (Урок 2)
ФИО педагога: Кострова Светлана Юрьевна, МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Общая информация о занятии
Дата:
Тема: Исконно русские слова. (Их отличие от старославянизмов). Цель: создать условия для понимания детьми особенностей исконно русских слов
Задачи:
Обучающие:
обобщение и закрепление знаний, умений и навыков при определении понятия «исконный» по отношению к слову
умение различать старославянизмы от исконно русских слов
Развивающие:
создание положительной мотивации на уроке;
вовлечение класса в активный процесс познания;
обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
развитие воображения.
Воспитывающие:
воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова
воспитывать коммуникативность, самостоятельность
воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
-Умение определять происхождение слов
- Умение определить исконно русские слова, отличать их от старославянизмов
-Умение применять полученные знания в новой ситуации
-Умение работать с этимологическим словарём
Регулятивные
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения лингвистических задач;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - Развитие учебно-познавательного интереса к предмету;
- Понимание роли и значения знаний по русскому языку.
- Оценивание собственной учебной деятельности
Тип урока: Материально-технические средства: Технология (авторская методика):
Открытие новых знаний 1.Компьютер, проектор, экран или интерактивная доска
2.Презентационное сопровождение урока
3.Учебник, рабочая тетрадь к УМК ч.1
4.Раздаточный материал Проблемно-диалогическое обучение
Игровая
Информационно-коммуникационная
Развивающее обучение
Структурные параметры
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяЗадания,
направленные на достижение результатов Ожидаемые результаты
1.
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности.
Цель: проверка готовности обучающихся к работе, их настроя на работу
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Проверка настроения.
Подготовка к уроку
Приветствуют друг друга улыбками.
Слушают, настраиваются на работу. - Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, какое у вас сегодня настроение. Если отличное , улыбнитесь и поднимите руки высоко вверх. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Садитесь!
Позитивный настрой на работу
2.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. Выдвигает проблему.
Корректирует действия.
Задает вопросы
Уточняет, озвучивает тему и цель урока.
Решают лингвистические задачи.
Отвечают на вопросы.
Строят понятные для партнера высказывания.
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Предлагают варианты формулировок темы, цели урока. Проверка домашнего задания.
-Ребята, удалось ли вам поговорить с родителями и выяснить, какие слова характерны для их национальности?
Ответы по домашней таблице.
Постановка проблемы
-Скажите, ребята, что объединяет все слова, о которых мы говорили на прошлом уроке? В случае затруднения обратитесь к схеме упр.126.
-Да, это исконно русские слова.
Количество слов унаследованных русским языком из общеславянского языка, невелико (не более 2 000), однако именно эти слова являются ядром нашего современного словаря. С некоторыми из них мы познакомились на прошлом уроке. Давайте их вспомним: мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, внук; лоб, нос, лицо, нога; утро, осень, лето, месяц, год, век; вода, звезда, лес, небо, озеро, дуб, липа, ива; корова, коза, конь, звать, дышать…
Собственно русскими словами считаются такие, которые возникли в русском языке в эпоху раздельного существования трёх восточнославянских языков (с XIV века).
Большинство собственно русских слов возникло на базе своего исконного материала (например, слово баба — общеславянское, а бабушка — собственно русское).
Выполните устно упр.133. Предварительно прочитайте рубрику «Советы помощника»
Итак, собственно русские слова являются производными и выражают новые понятия, связанные с появлением новых предметов и явлений, с развитием науки, техники, литературы.
- А как быть со словами врата-ворота, брег-берег и им подобным. Как их классифицировать?
Определите тему нашего урока .Высказывать предположения на основе наблюдений
Формулировать тему урока
Планировать деятельность на уроке
3. Открытие новых знаний
Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями   Организует и сопровождает деятельность учащихся
Задает вопросы
Выполняет проверку выполнения задания
Выполняют поставленную задачу
Отвечают на вопросы. Делают выводы.
Выполняют лингвистическое исследование
Составляют в группе ответы.
Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Коллективная работа (беседа на основе выполнения практических заданий)
Разберите мысленно по составу слово «старославянский». Как разбор слова помогает понять его значение?
Сравните свой ответ с теорией п.19, стр.78
Итак, наша задача на сегодня: познакомиться с отличительными особенностями слов старославянского и русского языка.
Рассмотрите таблицу упр.146. Какие особенности старославянских и русских слов она отражает?
Как вы поняли, что такое полногласные и неполногласные сочетания? ( в случае затруднения прочитать вывод с.78)
Исследовательская деятельность (решение лингвистических задач в группах)
Дальнейшая наша работа представляет из себя мини-исследование по теме урока. Для этого мы разделимся на группы и выполним задания, с результатами которых вы нас познакомите.
Задания для групп
Определите, какие из слов являются по происхождению старославянскими, а какие- русскими? Свою точку зрения докажите. Упр.148.
Запишите слова современного русского языка и найдите в них старославянские корни . Свою точку зрения докажите. Упр.149.
Подберите к исконно русским словам старославянские соответствия. Свою точку зрения докажите. Упр.150.
Повышенный уровень
Узнайте произведение :упр.147
Найдите старославянизмы и подберите русские синонимы
Найдите старославянизмы и подберите русские синонимы в отрывке из поэмы «Мцыри»(упр.152) Какую роль старославянизмы играют в тексте?
Выступления групп
Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Строить связное монологическое высказывание.
Грамотное выполнение задания. Осознание перспективы работ
4.Обобщение и систематизация изученногоЦели: обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Организует и направляет деятельность обучающихся.
Задает вопросы
Выполняет проверку выполнения задания
Выполняют поставленную задачу
Отвечают на вопросы. Делают выводы.
.
1.Беседа
-Скажите, ребята, а зачем нам всё это знать? Где эти знания нам могут пригодиться?
- Конечно, при выполнении заданий олимпиад, конкурсов. Но не только. Решим лингвистическую задачу (см.смайлик с.81):
Почему слово сократить нельзя проверить словом короткий?
( В случае затруднений обратиться к «Советам помощника»)
2.Орфографический практикум
Упр.151, 153 . Используя сведения о полногласных и неполногласных сочетаниях, объясните написание безударных гласных в корнях слов.
Комплексный анализ текста
Упр.154. Самостоятельно выполняем, индивидуальные консультации.
Проверка выборочная, в том числе, более сильными учениками у слабых.
Выяснять места затруднений.
Строить логичные рассуждения, сопоставлять факты.
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.
5.Рефлексия учебной деятельности
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организует рефлексию
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке Осуществляют самооценку учебной деятельности. - Вы все успешно справились с заданиями, продолжив наше путешествие в историю языка.
Выберите для себя фразу и продолжите её:
– Сегодня на уроке мы повторили…
– Сегодня на уроке мы узнали…
– Теперь мы умеем…
- Было интересно…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Подведение итогов.
Самооценка и оценка деятельности учителем.
Настрой на дальнейшую работу.
6.Домашнее задание Разноуровневое задание:
Самостоятельно найти тексты художественных произведений, где встречаются старославянские слова. Объяснить цель их употребления и правописание.
Задание п.17 из тетради с печатной основой.