Конспект урока русского языка в 3 классе на тему Правописание слов с двумя корнями


Русский язык 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Дата ………………
Тема: Учимся писать слова с двумя корнями.
Цель урока: формирование умения правильно писать и употреблять в речи сложные слова.
Задачи.
                  1.Предметные: 
                   - совершенствование умений: выделять корни в словах;
                  - умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями.
                 2.Метапредметные:
                 - обогащать письменную и устную речь учащихся;
                 - развитие умения аккуратно писать слова;
              Регулятивные: 
                  - формируем умение строить свою деятельность: находить нужную информацию на стр. учебника.
                 - формируем умение оценивать выполненную работу в соответствии с поставленной задачей;
                 - формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
           Личностные способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения; Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение. Учиться работать по предложенному учителем плану.
                 Коммуникативные:
                - формируем умения слушать и понимать учителя и товарищей.
                - совершенствуем умение правильно изъяснять свои мысли.
- совершенствуем умение работать в группах, в парах постоянного состава.
Оборудование учебник русского языка ч.1, С.И.Иванов, А.О.Евдокимова, М., “Вентана-Граф”,2016;
рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно”, М.,”Вентана-Граф”, 2016;
мультимедийный проектор, ноутбук;
презентация к уроку;
карточки для самостоятельной (разноуровневой) работы
Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования и проверки умения писать слова с непроверяемой безударной гласной.
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными
и обосновывать их написание;
-  объяснять, доказывать правильность написания слов на правило обозначения буквой непроверяемого безударного гласного в корне слова;
- работать с орфографическим словарем.
Метапредметные:
• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;
• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).
Личностные:
• Осознают роль языка в речи и жизни людей;
• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников
Методы обучения: проблемный, деятельностный, словесный, частично - поисковый, наглядный. словесный, частично - поисковый, наглядный.
Формы деятельности: работа в парах, в группах, индивидуальная, фронтальная
Тип урока: открытие новых знаний и первичное закрепление.
Структура урока:
Организационный момент.
Ориентировочно – мотивационный этап.
Целеполагающий этап.
Операционно–исполнительный этап.
Самостоятельная работа (разноуровневая).
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
№ этап урока деятельность учителя деятельность учащихся УУД
1 Орг.
момент - Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.
- Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости. Поприветствуем их.
- Сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа.
Приветствие гостей.
Настраиваются на работу на уроке.
КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.
2 Мининутка чистописания Подготовим руку к письму
Запишите гласные их соединения в тетрадь близко к образцу
Ее еее Оо ооо еое оео
ол ел
РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.
3 Словарный диктант Приготовились к словарному диктанту.
Первое слово с большой буквы, через запятую пишем слова под диктовку:
-подчеркните орфограмму. Испортил, трава, морковь Можайский, Лена, местный, чёрный.
(проверка по СЛАЙДУ …)
(С, А, О ,М, Л, Т, Ё) Назовите буквы, обозначающие орфограммы в данных словах: 
- А теперь посоветуйтесь с соседом по парте и составьте слово из выделенных букв. «Самолёт». по СЛАЙД -

Самый первый самолёт в 1878 году создал Александр Федорович Можайский. пишут слова под диктовку
проверяют по слайду
составляют слово РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.
4 Актуализация знаний.
- А вы можете сказать каким способом образовались слова ИСПОРТИЛ и МЕСТНЫЙ
приставочным и суффиксальным способом
ПУУД: построение логической цепи рассуждения.
ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.
РУУД: оценивать результаты деятельности
А каким способом образовалось слово САМОЛЁТ
- (разбор по составу) Сложением двух корней.
- Значит в русском языке бывают слова, в которых два корня? Дети высказывают своё предположение 5 Введение в тему
Игра «Хлопай, топай» Я буду называть слова, если считаете что в слове 2 корня, то 3 хлопка хлопаем, если 1 корень – 3 притопа.
мясоед сенокос , птицеферма итдУчащиеся узнают слова и или топают или хлопают
РУУД: оценивать результаты деятельности
6 Постановка учебной задачи
Фиксация затруднения
Как называются слова с двумя корнями?
А как назовём гласную, которая соединяет 2 корня?
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
А правильно ли написана гласная между корнями в слове САМОЛЁТ ? Ведь слышится гласный звук А?! сложные
- соединительная гласная
- «Учимся писать слова с двумя корнями»
Высказывают свои предположения.
-Чему ХОТИТЕ научиться сегодня на уроке?
-Это и будет план наших действий на уроке.
- А с какой целью человек использует сложные слова? -Составлять сложные слова. Правильно писать соединительную гласную.
- Чтобы сократить словосочетание или
высказывание. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
ВЫВОД Давайте выполним упр. 1 по учебнику на стр. 100 ( я предлагаю выписывать СТОЛБИКОМ)
-Все согласны с таким выбором?
Поднимите руки те, кто сделал иначе.
- Какие части слова помогают образовать новые слова?
-Проведите небольшое исследование данных слов и выявите закономерность написания соединительной гласной. Когда пишем- Е, когда -О?
-Какое правило вы теперь знаете и можете использовать при написании сложных слов?
Работа выполняется с комментированием, выбирают слова с 2 корнями, выделяют корни , подчёркивают соединительную гласную.
-приставки, суффиксы и соединение двух корней
Прием развернутого толкования слов.
СЛАЙД ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.
ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение.
.
Построение выхода из затруднения
игра – «КУБИКИ» У меня в руках кубики, ими можно не только строить, но и поиграть в игру «Составь слово»
Давайте вместе составим несколько слов с двумя корнями
(на столе лежат кубики с соединительными гласными ААА ООО ЕЕЕЕ ИИИ)
-Какие соединительные гласные использовали? составляют из кубиков слова с двумя корнями
ВОДОЛАЗ, СЕНОКОС, МОРЕХОД, КНИГОЛЮБ Соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами о или е. КУУД:формирование умения слушать и понимать учителя и товарищей; совершенст-
вование умения
правильно
изъяснять свои
мысли; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность,
развивать монологическую и диалогическую форму речи.
ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
работа в парах
Включение в систему знаний и повторение
упр 2. по учебнику стр. 101 – выборочное списывание
- проверка по СЛАЙД
-Какое правило вам хотелось бы рассказать своим одноклассникам?
СЛАЙД пишем Е или О ,но не А! - выборочное списывание
МУХОМОР, ЛИСТОПАД,
ВОДОПАД
- ЛУУД:умение определять и высказывать своё мнение
работа в РТ стр. 27 упр. 2 самостоятельная работа Используя это правило, выполни упр .2 в РТ стр. 27
- Ребята, назовите слова, первый корень которых оканчивается на шипящий звук или Ц. Какую ОСОБЕННОСТЬ можно ответить в этих словах? вывод делают
проверка по слайду
ПЕШЕХОД, ПТИЦЕЛОВ, ОВОЩЕЧИСТКА, ОВОЩЕРЕЗКА. ЛУУД:умение определять и высказывать своё мнение
ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
упр. 3. стр 101 учебника самостоятельная работа Прочитайте задание. Чтобы безошибочно его выполнить необходимо составить алгоритм выполнения. СЛАЙД
Алгоритм
1.Составить сложное слово.
2.Назвать согласный звук в конце первого корня.
3.Пользуясь правилом определить соединительную гласную.
4.Записать новое слово и подчеркнуть соединительную гласную.
Кто может составить схему сложных слов?

дети составляют алгоритм и он появляется на слайде.
-выполняют задание самостоятельно.
ПРОВЕРКА по рядам консультантами
ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях
Физминутка «Снегопад» Вам нравится учиться в школе? А вы в любую погоду идёте в школу? И в СНЕГОПАД и МЕТЕЛЬ, и в ДОЖДЬ.
Я вам предлагаю поиграть со мной в такую игру.
когда я произношу слово ДОЖДЬ- вы хлопаете в ладоши, СНЕГ – кружитесь как снежинки, СОЛНЫШКО- ручки поднимаем вверх, а МЕТЕЛЬ – присаживаемся на корточки. работа в группах (ЛИСТОЧКИ с маркером)
Теперь мы с вами поработаем в группах.
Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд )Работать дружно, не ссориться.
Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.
Отвечать чётко, лаконично.
Члены группы могут дополнить ответ.
- Сможете ли вы самостоятельно применить правило с которым сегодня познакомились? Проверим.
ВОДАМЕРКА
ТРЯСОГУЗКА
КОФЕМОЛКА
СЕНАКОСИЛКА
ЗЕМЛЕРОЙКА
ЛЕЖИБОКА создают группы по 5-6 человек, исправляют ошибку ( соединительную гласную в словах на листе А-4 маркером) и прикрепляют на доску ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях
КУУД:формирование умения слушать и понимать учителя и товарищей; совершенст-
вование умения
правильно
изъяснять свои
мысли; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность,
развивать монологическую и диалогическую форму речи.
ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам
физминуткаПеред вами карточки с заданиями трёх уровней. 1 уровень – нетрудное задание, 2 - сложнее, 3 – более трудное задание. Оцените свои возможности и приступайте к работе.
1 УРОВЕНЬ Вставь пропущенную соединительную гласную
- Скал…лаз, камн…пад, неб..склон, солнц…пек, мыш…ловка2 УРОВЕНЬ Замени одним словом. В слове должно быть два корня.
в море ходит-
пчёл разводит -
сам варит -
сталь варит -
пешком ходит -
3 УРОВЕНЬ
Подчеркни слова, которые соответствуют схеме:
Мясорубка, барабанщик, макушка, кофемолка, китобойный, снегоход, звездолёт, подводный, скороговорка
Дети выбирают карточки по своему уровню способностей, выполняют задание и сдают на проверку гостям
Проверка по слайду
сравнивают с образцом, если надо корректируют.
ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях
построение логической цепи рассуждения.
РУУД: умение определять цель деятельности во время выполнения задания и умение определять успешность выполнения своего задания.
Чему мы научились на уроке?
--Какие слова называются сложными?
-Ребята, скажите, чем соединяются две основы?
-Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
- Угадай-ка СЛАЙД
Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы- НОСОРОГ
Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа -УТКОНОС
Ядовитый гриб с красной шляпкой в белых крапинках МУХОМОР
Опадение листьев осенью- ЛИСТОПАД
Помещение, где выпекают много хлеба-ХЛЕБОПЕКАРНЯ- То, чем ловят мышей -МЫШЕЛОВКА
- человек, который любит читать книги-КНИГОЛЮБ- человек, который ходит пешком- ПЕШЕХОД
-Корабль, который расчищает путь во льдах; ЛЕДОКОЛ
- то, чем тушат огонь- ОГНЕТУШИТЕЛЬ
1.Как называют того, кто пьет много воды, буквально – хлебает воду? -ВОДОХЛЁБ2.Как называют бездельника, который лежит на боку? -ЛЕЖЕБОКА4. Кто любит употреблять много сладостей? -СЛАДКОЕЖКА Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
задания.
ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность
ПУУД:характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения.
.
рефлексия
Чему мы научились на уроке?
--Какие слова называются сложными?
-Ребята, скажите, чем соединяются две основы?
-Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания.
ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность
Домашнее задание:
С. 103 упр. 4
2 Самостоятельно поработать с новыми словами для запоминания на стр.102 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Закончи фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Было сложно…
Было интересно…
А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течение урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.
Я благодарю вас за работу на уроке. Кстати, чем интересно слово «благодарю»? Это тоже сложное слово (дарю благо, дарю добро). Когда ты благодаришь человека, ты даришь добро. Чаще дарите добро людям, благодарите их, и это добро к вам обязательно вернётся. Урок окончен! домашнее задание дифференцированное с инструктажем