Конспект урока литературы по сказке Андерсена Дикие лебеди

ТЕМА : Ханс Кристиан Андерсен . Сказка «Дикие лебеди»

ЦЕЛЬ : 1. показать учащимся фольклорную основу сказки Андерсена ;
продолжить анализ сказки на основе непосредственной работы с
текстом ;
2. развивать память , мышление и речь учащихся ; совершенствовать
навыки анализа литературного произведения ;
формировать умение работать с интерактивной доской ;
3. воспитывать нравственное чувство , формировать читательскую
культуру .
ТИП урока : комбинированный
ТСО : флипчарт для интерактивной доски

ПЛАН :
Организационный момент
Постановка цели урока перед учащимися
Актуализация знаний учащихся
а) Комментарий эпиграфа :
«Добро , Истина и Красота всегда побеждают !» Андерсен
- Всегда ли добро ,истина и красота побеждают в сказках Андерсена ?
- Верил ли сказочник , что эти три силы побеждают в реальной
жизни?
б) Определение фольклорной сказки и сказки авторской
Слово учителя :
- В 11 лет Андерсен остался без отца , а в 14 лет он покинул родной дом
и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены , но
упорные попытки стать актёром , танцором , певцом не привели к успеху.
Андерсен не унывал и решил писать пьесы . К слову сказать , он был почти неграмотным , ему пришлось пойти учиться в школу . В 17 лет
он сел за школьную парту вместе с второклассниками , но уже в 22 года
стал студентом университета .

- Андерсен , будучи уже немолодым , некрасивым и одиноким человеком,
говорил : «Жизнь моя – настоящая сказка , богатая событиями , прекрасная !... Я счастливейший человек на свете !» Он , действительно,
был настоящим королём сказок .
- Какие из сказок Андерсена можно отнести к фольклорным ? Почему ?
(«Огниво» , «Принцесса на горошине» , «Дикие лебеди» )

в) Тест по сказкам Андерсена .
- Давайте проверим , хорошо ли вы знакомы с писателем и его сказками .
Для этого выполним небольшой тест на интерактивной доске
(СТР. 1 ФЛИПЧАРТА)


Работа с новым материалом
- Ребята , поднимите руки , кому сказка «Дикие лебеди» понравилась?

а) Сюжет сказки
- Так как мы учимся быть талантливыми читателями , давайте разберёмся в содержании произведения Андерсена .
Перед вами – необычный план сказки «Дикие лебеди»: в картинках ,
иллюстрирующих последовательность основных частей .
Прокомментируйте эти эпизоды .

( СТР.2 ФЛИПЧАРТА )
б) Особенности сказочных образов

- Каждая сказка – это борьба двух сил : добра и зла . Представителями этих сил являются сказочные персонажи . Каких персонажей вы отнесёте
к силам добра , а каких – к силам зла ? Кто помогает этим силам ?

(СТР. 3 ФЛИПЧАРТА )

в) Инсценировка эпизода «Встреча Элизы и феи Фата – Морганы»

ЭЛИЗА : Здравствуйте , добрая женщина !
ФЕЯ: Здравствуй , прелестная девочка ! Почему ты гуляешь одна в
этом лесу ?
ЭЛИЗА : Я ищу своих дорогих братьев . Может быть , вы видели
одиннадцать принцев ? Не проезжали они здесь по лесной
дороге ?
ФЕЯ: Ах , бедняжка ! Ты , наверное , Элиза , я тебя знаю и угощу тебя
душистыми лесными ягодами , ведь ты голодна .
ЭЛИЗА : Большое вам спасибо !
ФЕЯ : Принцев я не встречала , но вчера я видела здесь на морском
берегу одиннадцать лебедей в золотых коронах .
ЭЛИЗА : Ах , покажите мне поскорее , где вы их видели ?
ФЕЯ : Я выведу тебя к обрыву , под которым протекает река , по
обоим берегам этой реки растут деревья , простирающие
навстречу друг другу ветви , словно братья . Деревья так вытя-
гиваются над водой , чтобы сплести свои ветви с ветвями
братьев , что всё-таки добиваются своего . Ты выйдешь к устью
реки , которая впадает в море . На берегу этого чудного
безбрежного моря я и видела 11 лебедей в золотых коронах .
ЭЛИЗА: Спасибо ! Я никогда не забуду вашей доброты !
ФЕЯ : Меня никто и никогда не забывает , ведь я фея – Фата-Моргана!



- Давайте поблагодарим наших актёров за театральную инсценировку.
Подумайте , в каких словах феи прозвучала не только подсказка
для Элизы и читателей , но и пророчество ?

г) Композиционные элементы сказки .
- Каждая сказка включает в себя определённы е композиционные
элементы . Давайте вспомним , в какой последовательности они должны
быть расположены, и прокомментируем каждый из этих элементов в
соответствии с содержанием сказки .

(СТР. 4 ФЛИПЧАРТА )

ЗАЧИН – прочитать стр 177 «Далеко-далеко , в той стране»
ЗАВЯЗКА ДЕЙСТВИЯ – во дворце появляется злая мачеха
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ *- Элиза и братья изгнаны из дома
Элиза ищет братьев
Элиза пытается спасти принцев
встреча Элизы с королём
КУЛЬМИНАЦИЯ – Элизу везут на казнь
РАЗВЯЗКА – чудесное превращение лебедей в пинцев
КОНЦОВКА – прочитать стр. 191 «Все церковные колокола звонили»

д) Сравнение как художественное средство выраз. в сказке

- Очень часто текст становится сказочным не только благодаря волшебным предметам и сказочным персонажам : ведьмам , феям и др.
Писатели –сказочники используют в своих произведениях особые художественные средства , например сравнения .
- Дайте определение этому термину .
- А теперь давайте проверим вашу наблюдательность .
Как заканчиваются записанные сравнения из сказки «Дикие лебеди»

(СТР. 5 ФЛИПЧАРТА)

Целый день летели лебеди , как ПУЩЕННАЯ ИЗ ЛУКА СТРЕЛА
Солнце погасло , как ПОСЛЕДНЯЯ ИСКРА ДОГОРЕВШЕЙ БУМАГИ
Вода тихо вздымалась , словно ГРУДЬ СПЯЩЕГО РЕБЁНКА
В траве мелькали сотни светлячков , точно ЗЕЛЁНЫЕ ОГОНЬКИ
Высокие стволы стояли , точно БРЕВЕНЧАТЫЕ СТЕНЫ

- Какое настроение создают эти сравнения в сказке – печальное или
хорошее и светлое ?



Закрепление .
- Подумайте , почему сказка называется «Дикие лебеди» ?
- Символом чего является образ лебедя в литературе ?
Запишите свои определения на странице флипчарта

(СТР. 6 ФЛИПЧАРТА )
Подведение итогов урока
а) –Мы сегодня много сказали о прекрасном образе лебедя
А в каких ещё сказках Андерсена встречается этот образ ?
- В каких ещё произведениях вам встречался образ этой
прекрасной птицы ?
б) Стихотворения о лебедях ( читают дети )

в) – Чему учит сказка Андерсена ?
- Какие пословицы , поговорки , стихотворные строки выражают ,
на ваш взгляд , основную мысль этой сказки ?
Домашнее задание : написать письмо автору или персонажу сказки
«Дикие лебеди»

8. Выставление оценок за урок

15