Урок русского языка Знакомство с синонимами


Дата 28.09.15. Русский язык Класс – 3 «В» Учитель: Сахариева Г.Б.
Тема Знакомство с синонимами.
Цели Ознакомление с понятием «Синонимы» ознакомить с их признаками,
Развитие умение находить синонимы в тексте и уметь использовать их в речи.
Задачи Способствовать умению находить и называть синонимы.
Развивать навык сплоченной работы в группе.
Совершенствовать умение оценивать себя, товарища по парте и работу всей группы.
Вид урока Урок ознакомления с новой темой.
Этапы урока, сроки Форма работы стратегии Содержание урока ресурсы оценивание
Мотивационный
Этап
1.Игра
2.Работа по вариантам.
«Многозначные и однозначные слова».
3.Коллективная работа
«Говорящие руки».
Игра «Да-нет»
«Послушай и сравни!» Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. И выполняют инструкцию учителя.
Актуализация опорных знаний.
Ученики по вариантам называют однозначные слова и многозначные слова. (первый вариант готовит однозначные слова, второй вариант – многозначные слова).
Введение в тему. На слайде «Грамматика» дается правило о синонимах. Дети прослушивают объяснение материала и сравнивают данное объяснение с правилом в учебнике. Прослушивание и чтение утверждения закрепит знания учащихся о синонимах. Можно самостоятельно подобрать слова или воспользоваться учебником.
Слайд в разделе «Грамматика»: объяснение -2 Учитель отмечает в таблице ответы детей, где указывает количество правильно названных примеров. (Для информированности о знаниях детей по предыдущей темы и подготовленности домашнего задания)
Операционный
Этап
1.Индивидуальная работа. «Вставь нужное слово!» Дети читают на экране четверостишия и вместо неверного утверждения вставляют правильное слово». Проверяют работу по готовому ответу, но сначала обосновывают свой выбор. Слайд в разделе «Грамматика» задание -2 Взаимооценивание(Учитель дает готовые критерии для оценивания. Учащиеся оценивают с помощью знаков: «звездочка – отлично, «квадрат»-хорошо, «треугольник»-удовлетоворительно. Учитель спрашивает: у кого «Звездочки», у кого «квадратики, а укого «треугольники»). Оценивает работу сосед по парте.
2.Парная работа «Найди синонимы в пословицах» Дети читают пословицы и находят в них синонимы, подчеркивают их. Слайд в разделе «Грамматика» задание -3 Самооценивание. Впара выполняет совместно работу, читают пословицы, обосновывают свой выбор, а затем проверяют по ответу на экране. Критерии те же, что при индивидуальной работе. Дети еще не умеют составлять критерии оценивания. Поэтому на первые два урока я даю им готовые критерии. Если учитель одобряет ответ пары, то показывает с помощью большого пальца свою оценку и т.д.
3.Групповая работа Подбор синонимов к словам. «Представитель». Деление на группы по интересам: «Кто любит кататься на коньках, а кто на лыжах?» Образуются две группы, по 5 человек в каждой.
Каждая группа совещается и подбирает пары слов. Представитель группы идет и зачитывает свои ответы другой группе, и – наоборот. Вторая группа направляет своего представителя с выполненным заданием. Группы выслушивают представителя, исправляют ошибки и объявляют итоги проверки. Слайд. Даны слова. Взаимооценивание. Каждая группа слушает представителя другой группы, дополняет или исправляет ошибки. Указывает количество правильных ответов и ставит свою оценку по критерию, данному учителем.
На слайде дается правильный ответ, дети сверяют свои работы, убеждаются в правильности выполненного задания. Оценку дает противоположная группа.
4.Индивидуальная. парная работа Подбор синонимов. «Подбери пару» Каждый учащийся индивидуально выполняет задание, а затем идет взаимопроверка в паре. Слайд с картинками. Взаимооценивание.
Проверяют по количеству правильных ответов. Критерии даны на доске.
Рефлексивный этап
1.Индивидуальная работа.
2.Домашнее задание – дифференцированно: «Пресс-конференция»
Отвечают на вопросы учителя:
-самая интересная работа;
-самая сложная работа;
-самая важная работа;
-самая оригинальная работа.
сильным ученикам: работа со словарем: подготовить задания - примеры синонимов для игры на следующий урок.
Средним ученикам: дописать предложения, подставив синонимы. Слабым ученикам подобрать синонимы к словам: зной, мягкий, красный, строить. Словари синонимов, антонимов. Учитель по оценочным листам групповой, парной и индивидуальной работы оценивает ответы детей. Дает объективную оценка каждому, оглашает оценки за урок, у кого «тройки», дает шанс подготовиться и получить на следующем уроке положительную оценку.
Ожидаемый результат:
Дети узнали признаки синонимов, смогли употреблять их в речи.
Им понравилось работать в паре, в групповой работе.
Дети смогли объективно оценить себя, товарища по парте; пользоваться листами оценивания, пользуясь критериями.