Урок по теме: Электромагнетизм для учащихся 8-х классов

Урок по теме «Электромагнетизм»
для учащихся 8-х классов
Оборудование: 2 пластмассовые расчёски, фольга, кусочки меха, шерстяная или шёлковая ткань, электрофорная машина, провода, соль, перец, стеклянная, пластмассовая и эбонитовая палочки, лампа от фонарика, оконное стекло размером 40х25см (или лист плексигласа), катушка ниток, “султаны”, воздушный шарик.
Ход урока
- Почему трудно расчесать длинные сухие волосы после мытья?
Опыт 1. Подвесить на нитке расчёску из пластмассы, привязав нитку к её середине. Другую такую же расчёску наэлектризовать трением о сухую шерстяную ткань или о свои волосы. Приблизьте конец наэлектризованной расчёски к концу висящей расчёски. Что наблюдаете? Объясните наблюдаемое явление. (При трении тела обменялись электрическими зарядами. Существуют два вида электрического заряда – положительный и отрицательный. Одни вещества способны заряжаться отрицательным зарядом, другие – положительным зарядом. Одноимённые заряды отталкиваются, разноимённые – притягиваются).
Опыт 2. С гильзами из фольги; “султаном”; ниткой – конец нитки длиной 15–20 см свесить вниз, приблизить к ней наэлектризованную расчёску. Как ведёт себя нитка? А теперь прикоснитесь расчёской к нитке, как сейчас ведёт себя нить?
Опыт 3.”Электрический театр”. Совершенно чистое и сухое оконное стекло (можно использовать лист плексигласа, оно даже лучше) размером примерно 40*25см положить на опоры на высоте около 3см над столом. Из тонкой папиросной бумаги вырезать различные фигурки танцоров (человечки, слоны, на что фантазии хватит) высотой 1,5-2см. В ногу танцора воткнуть булавку, чтобы немного утяжелить его. Положить фигурки под стекло. Наэлектризуем стекло сухой шерстяной или шёлковой тряпочкой. Фигурки начали свой танец.
Опыт 4. С электрофорной машиной.
Вопросы-загадки:
·
Электростатическое поле губительно действует на микроорганизмы, вызывающие гниение фруктов или овощей. Поэтому, если мы хотим увеличить срок хранения фруктов или овощей, их можно поместить в электростатическое поле. – Подумайте, как еще можно использовать электростатическое электричество?
Зачем у бензовоза сзади до земли свисает металлическая цепь?
На столе перемешаны соль и чёрный молотый перец. Как их отделить друг от друга? (наэлектризовать воздушный шарик и поднести к смеси)

Литература:
Перельман Я. И. Занимательная физика.
Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., “Просвещение”, 1985г.
Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! М., “Детская литература”, 1973г.
Материалы журнала “Наука и жизнь”, рубрика “Ваше свободное время”, подрубрика “Физпрактикум”
Хуторской А. В. Увлекательная физика. М., Аркти, 2000г.
Рабиза В. Г. Простые опыты. М., “Детская литература”, 2002г.
“Много знание” ничему не научает” - сказал древний философ. Настоящее образование человек получает только тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. А научиться задавать вопросы труднее, чем отвечать на них. На уроках курса ставится эксперимент и дети сами объясняют наблюдаемое явление, они имеют право спорить, ошибаться, искать ответ в различных справочниках, учебниках, в том числе и электронных. Обстановка в классе должна быть максимально психологически комфортна, чтобы ребята не боялись выглядеть глупо или смешно, если дают неправильный ответ, “ведь не ошибается тот, кто ничего не делает”.

15