Урок по русскому языку для 3 класса Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов»


Технологическая карта изучения темы «Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов»
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику А.В. Поляковой «Русский язык» 3 класс ч. I, система Л.В. ЗанковаАвтор: Мармылёва И.Е. учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 им. Н.М.Пржевальского
Тема Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов
Цель Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление понятия «однокоренные слова», умение выявлять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова
Задачи Формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в предметной области русского языка по теме «Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов». 
Образовательные: направить действия учащихся на закрепление понятия «однокоренные слова», умение выявлять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, коллективной работе.
Планируемый результат Предметные:
Уметь применять понятие «однокоренные слова», умение выявлять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Однокоренные слова, корень слова, проверяемая безударная гласная, проверочное слово.
Межпредметные связи Литературное чтение
Ресурсы:
А.В. Полякова «Русский язык» 3 класс ч. I
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Условия Учебно-материальные, морально-психологические.
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность
учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа Диагностируюшие задания Время Методы, формы, приемы обучения, педагогические технологии Планируемые результаты
УУД
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся Проверяет подготовку рабочего места, приветствует гостей Настраивает детей на работу. 1мин Приём: речь учителя Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь организовывать свое рабочее место, проявлять вежливость по отношению к окружающим, настраиваться на работу
(Личностные УУД)
II этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Предполагает тип урока Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тип урока. «Иди знакомой дорогой, но не ищи лёгких путей!»
- Почему сегодня у нас такой девиз?
(Наверно, мы будем повторять уже знакомые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок повторения знаний, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь.
1 мин Метод: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, наглядный.
Приём: речь учителя.
Средства:
плакат с девизом Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
III этап. Этап Актуализации и пробного учебного действия.
Цель:
- закрепить счет в пределах 100 Работает с информацией, представленной в форме стихотворения.
Участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его. Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
Мы в путь за наукой сегодня пойдём,Смекалку, фантазию нашу возьмём,Дорогой с пути никуда не свернём.И решение быстро найдем
- Поиграем в игру «Хитрые слова».
- Сегодня на уроке мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Я (или О))
-В чем проблема? (Там есть еще и буква О)
-Как решить проблему? (Надо уточнить, какая это буква)
-Это та буква, которая стоит в алфавите последней.
-На какие две группы она может разделить данные слова?

яблоки, отряд, яблочный, овсянка
-Какую роль играет знание русского языка в вашей жизни?
- Для чего они вам нужны?
2 мин Методы: игровой, проблемно-поисковыйПриём: сравнения, сопоставления, классификация,
Технология: игровая Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
IV этап.
Минутка чистописания.
Цель: закрепить умение аккуратно писать цифры Устанавливают закономерность.
Аккуратно записывает ячейки буквами Организует работу по выполнению чистописания Яса ясб ясв яс…
- Определите последовательность написания букв в данном ряду.
- Какая ячейка будет следующей?
- Запишите ряд букв, соблюдая закономерность.
- Что можете сказать об этих буквах? 2 мин Приемы:
определение закономерности;
широкая постановка вопроса Моторное восприятие.
(Личностные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
V этап.
Локализации индивидуальных затруднений Цель:
-выявить индивидуальные затруднения Участвовать в работе по выполнению задания
Осуществлять самоконтроль
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать работу по решению примеров
Обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока 1. Постановка проблемы.
-Давайте выполним задание. Подумайте, какие буквы надо вставить на место пропусков?
В..сна, к..рмушка, гр..бы, скр..пит, ул..ца, г..лубк,.
-Что случилось? В чём проблема? В чем испытываете затруднение?
- Попробуйте определить тему урока.
- Какова цель урока?
- Почему не справились с заданием?
- Можно ли решить эту проблему?
- Как? 9 мин Методы:
словесный,
проблемный, частично-поисковый,
практический, стимулирования интереса к учению
Формы: фронтальная; индивидуальная; коллективная.
Приёмы: целеполагания; речь учителя; Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI этап.
Построения проекта коррекции выявленных затруднений Цель:
-организовать усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи. Участвать в использовании способа действий с проговариванием во внешней речи, осуществлять самоконтроль Организовать усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
- Почему не справились с заданием?
5 мин самоконтроль Формы: фронтальная; индивидуальная; Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII этап.
Физкультминутка Участвовать в проведении динамической паузы Организовать проведение динамической паузы - Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.
- Кто хочет провести физкультминутку? 2 мин Технология:
здоровьесберегающаяПробовать проявлять организаторские способность.
(Личностные УУД)
VIII этап.
Реализации построенного проекта
Цель:
- организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний. -Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы.
-- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
Методы:
словесный,
наглядный,практический,Средства:
плакат для самопроверки
самопроверкаПриём: тренировочные задания.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
IX этап
Обобщения затруднений во внешней речи
Цель: построить формулировку правила проверки и написания безударных гласных в корне слова-Назовите формулировку правила написания безударных гласных в корне словаМетоды:
словесный,
Формы: фронтальная;
Приёмы:
; речь учителя;
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
X этап
Cамостоятельной работы с самопроверкой по эталону Работать с информацией, представленной в форме словаря.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре, в группе).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать
организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, взаимопроверку, работу в парах, в группах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
1. Самостоятельная работа.
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
Учебник упр.49
-Проверьте себя, пользуясь плакатом.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Почему некоторые ребята допустили ошибки?
- Что нужно сделать, чтобы ошибок стало меньше?
2. Учебник упр.51
-Поработайте в парах, обсудите выполнение задания.
3. Учебник упр.53.
-Поработайте в парах, обсудите выполнение задания.
4. Учебник упр.50 - резерв 20 мин Методы:
словесный,
практический взаимоконтроль, стимулирования интереса к учению
Формы: фронтальная; индивидуальная; коллектив
ная, работа в малых группах
Приём:
краткое изложение задачи, тренировочно-творческое упражнение,
текст учебника
Технология:
создание ситуации успеха Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
IX этап.
Домашнее задание. Записывать домашнее задание - По справочнику:
1 уровень – упр.176
2 уровень – упр. 177
3 уровень – упр. 178 1 мин X этап.
Рефлексия учебной деятельности
Цель:
подвести итог проделанной работе на уроке Участвовать в подведении итога
проделанной работе на уроке Организовать подведение итога проделанной работе на уроке - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему научились?
- Какие затруднения испытывали?
-Что хотелось бы выполнить еще раз?
- Довольны ли вы своей работой?
- Ваша самооценка совпала с моей. Молодцы. Спасибо за урок. 2 мин Уметь выражать свои мысли;
использовать критерии для обоснования суждений.
(Коммуникативные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
яблоки, отряд, яблочный, овсянка
В..сна, к..рмушка, гр..бы, скр..пит, ул..ца, г..лубка.Фамилия, имя___________________________
Запиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы:
.……………... - гр…бы
………………. -с..ды………………. -сл..ды………………. - с..лёный………………. - т..снота………………. - ..сеннийФамилия, имя___________________________
Запиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы:
.……………... - гр…бы
………………. -с..ды………………. -сл..ды………………. - с..лёный………………. - т..снота………………. - ..сеннийФамилия, имя___________________________
Запиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы:
.……………... - гр…бы
………………. -с..ды………………. -сл..ды………………. - с..лёный………………. - т..снота………………. - ..сеннийФамилия, имя___________________________
Запиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы:
.……………... - гр…бы
………………. -с..ды………………. -сл..ды………………. - с..лёный………………. - т..снота………………. - ..сенний Иди знакомой дорогой, но не ищи лёгких путей!