Конспект урока по русской словесности на тему Х.К. Андерсен сказка Дикие лебеди

Тема: Биография Г.Х. Андерсена. Герои произведения «Дикие лебеди»

Цели урока: создать условия для формирования культуроведческой компетенции, через знакомство с произведением «Дикие лебеди», для формирования навыков выразительного чтения, умения отличать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; закрепить навыки распознавания литературной сказки. Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, расширить знания, полученные в результате анализа произведений и знакомства с неизвестной лексикой, способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов; способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах. Создать условия для развития адекватной самооценки, содействовать развитию умения анализа материала и формулированию собственных выводов, самооценки, взаимоконтроля.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, экран;
презентация в MS PowerPoint, задания на листах для групп, бумажные лепестки ромашки, страничка для книжки в виде лепестка.
Ход урока.
Орг.момент.
Сегодня мы с вами отправимся в одно небольшое путешествие. На интерактивной доске представляются слайды (№1-18)
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с биографией и произведением одного из писателей, (слайды) который родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания), сейчас вы видите это место. Его отец был сапожником и, по воспоминаниям самого писателя, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для этого писателя отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник (отец) прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь. Когда писатель понял, что должен добиваться всего в этой жизни самостоятельно, он отправился в Копенгаген (он хотел поступить на театральный факультет), но один из членов комиссии сказал, что его жизненный путь в писательстве. Так и происходит, писатель полностью погружается в создание произведений, становится известным, смотрит из зала для простых людей свое же творчество. Сейчас вы узнаете нашего героя. Вот вы видите на слайдах изображения по названиям его произведений. (Учащиеся отгадывают). Ответы: «Оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Огниво», «Русалочка». Писатель, о котором будем сегодня говорить, Г.Х.Андерсен.
Кого вы видите на данном изображении (слайд 19)? (учащиеся называют героев произведения «Дикие лебеди») Дома вы прочитали произведение Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди». Так какая же у нас тема урока? (Биография Г.Х. Андерсена. Герои произведения «Дикие лебеди»).
Сегодня мы работаем в группах (3 группы).


ЗАДАНИЕ №1
Учимся характеризовать героя, оценивать его поступки
Задание:
Выпишите буквы, которые соответствуют номерам верных утверждений, «соберите» слово.
1 группа – первые 4 утверждения рассматривает
2 группа – следующие 4
3 группа – оставшиеся 5


1
У Элизы было чистое сердце, она ни на кого не держала зла.

2
Элиза решила отомстить мачехе за все свои несчастья.

3
Элиза решила трудиться неустанно, чтобы спасти своих братьев.

4
Отец Элизы забыл о своих детях и не смог их защитить от злых чар мачехи.

5
Братья, улетев в чудную страну, забыли о своей сестре.

6
Элиза испугалась слов феи о способе спасти братьев и долго размышляла о том, сумеет ли она пройти через испытание.

7
Братья Элизы возвращались в свое королевство, так как скучали по Родине.

8
Элиза с радостью переносила боль от ожогов крапивой, потому что она нашла способ спасти братьев.

9
Став невестой короля, Элиза хотела оставить мысль о спасении братьев.

10
Элиза не сумела доплести все рубашки, так как боялась идти на кладбище.

11
Элиза не могла думать о себе, пока не спасет братьев.

12
По дороге к месту казни Элиза плакала от жалости к себе.

13
По дороге к месту казни сердце Элизы изнывало от тоски и страха, потому что она боялась не успеть спасти братьев.



По таблице решите какие буквы нам нужны для составления слова.


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Б
К
А
Д
Е
С
О
О
У
З
Р
Ж
Т



Запишите получившееся слово на лепестке ромашки. Лепестки находятся на столах каждой группы.
Та группа, которая первая выполняет задание, вывешивает лепесток на доску. (серединка ромашки на доске).








ЗАДАНИЕ 2
Знаем ли мы содержание сказки
Задание: решите кроссворд:































ВОПРОСЫ:
1
Единственная игрушка Элизы.

2
В кого превратила мачеха братьев Элизы?

3
Из чего Элиза плела рубашки братьям?

4
Сколько стоила книжка, которую читали братья во дворце?

5
Кто помог Элизе найти способ разрушить чары мачехи?

6
Где Элиза должна была собирать материал для рубашек?

7
Сколько братьев было у Элизы?

8
За кого принял Элизу архиепископ?

9
Город, в котором родился Андерсен

10
В чем перенесли братья Элизу через море?

11
Во что превратился костер, на котором хотели сжечь Элизу?

12
Кто нашел Элизу в лесу и привез во дворец?


Получившееся слово в синих квадратиках записываем на лепестке ромашки. Выносим его на доску.


ЗАДАНИЕ 3
Учимся работать с незнакомой лексикой.

Задание: внимательно изучите значение предложенных слов и установите соответствие между предложениями и пропущенными в них словами.
Заполните таблицу:
№ предложения
1 предл.
2 предл.
3 предл.
4 предл.
5 предл.
6 предл.
7 предл.
8 предл.

№ слова










Какое слово спрятано в задании?

ШИФР


1
2
3
4
5
6
7
8


В
М
У
С
Е
Ж
Т
О
































ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1
Мачеха хотела, чтобы Элиза стала такой же _____________, как и она.


2
Колдовство мачехи не могло подействовать на Элизу, потому что Элиза была невинна и ________________ .


3
Когда солнце клонилось к закату, Элиза увидела _______________ летевших к берегу диких лебедей.


4
Из гибкого _____________ братья сплели сетку, чтобы перенести Элизу через море.


5
Элиза со страхом следила за тем, как опускалось солнце, но одинокого ________ не было видно.


6
Король провозгласил Элизу своей невестой, хотя _________________ нашептывал королю, что лесная красавица – ведьма.


7
И розы, и _____________ говорили сущую правду об Элизе.


8
Элиза плела во дворце одну рубашку за другой, пока у ней не кончилось _____________ .


Как вы думаете, какое слово должно быть написано в середине ромашки? (Элиза)
Почему?
Ответы учащихся: Г.Х. Андерсен в своих сказках писал о простых девушках, которые обладали такими качествами, как(читают с кластера - ромашки). Ромашка также является простым, обычным цветком, как и героини данного писателя.

Возможен ответ: Г.Х. Андерсен написал одно из произведений, которое называется «Ромашка»
Какими словами дополним свой кластер (ромашку)?
Аргументируйте свой выбор(с подтверждением из текста)
Рефлексия:
Каждый ученик заполняет.


Подводим итоги урока:
1. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ, ЧТО

2. Я ПОНЯЛ, ЧТО

3. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ НА УРОКЕ

4. МНЕ БЫЛО СЛОЖНЫМ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ

5. Моя самооценка –

Подводим итоги урока:
1. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ, ЧТО

2. Я ПОНЯЛ, ЧТО

3. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ НА УРОКЕ

4. МНЕ БЫЛО СЛОЖНЫМ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ

5. Моя самооценка –




Д/з Задание на выбор:
Сделать вырезку по сказке Андерсена ( как писатель делал к своим произведениям и тем, которые читал)
Сделать книжку (страницы в виде лепестка ромашки). Написать на каждой страничке имя героя и его качества.


1

2

3





4

5

6



7



8

9

10

11





12

1. псалтырь - книга псалмов. ПСАЛОМ –религиозная песня.

2. злонравный - имеющий злой нрав, характер

*На основе содержания рассказа составьте предложения с тремя словами из кроссворда.

3. НАБОЖНЫЙ - такой, который исполняет все религиозные предписания, обряды; верующий.

4. УТЕС - высокая скала

5. ЛОЗНЯК - ивовый куст

6. ВЕРЕНИЦА - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом, один за другим.

7. АРХИЕПИСКОП - духовное звание

8. ВОЛОКНО - тонкая нить растительного, животного, или искусственного происхождения



15