Технологическая карта урока русского языка на тему: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне.


Тема: «Проверяем две безударные гласные в корне».
Предмет: русский язык.
Класс: 3
Студент-практикант: Гладченко Кристина Николаевна.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний и умений.
Цель: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне.
Задачи:
Образовательные:
научить находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова.
научиться использовать сопоставления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для написания безударной гласной в корне.
сформировать понятие исторического чередования (полногласие и неполногласие).
Развивающие:
развивать наблюдения над различиями в значении, стилистической окраске, сфере употребления в речи слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
развивать орфографическую зоркость учащихся в определении выбора правописания корней с чередованиями
знать источники появления в языке исторических чередований.
Воспитательные:
способствовать воспитанию осознанной потребности в знаниях, совершенствовать учебные умения, навыки, развитию любви к предмету и умению работать в коллективе при решении сложных задач.
Предметные УУД:
использовать правила проверки безударных гласных при записи слов и предложений;
письменно пересказывать текст, с предварительной подготовкой.
Личностные:
осознавать практическую значимость изучения русского языка.
Метапредметные:
действовать по алгоритму;
отбирать способ проверки в зависимости от особенностей материала;
осуществлять контроль учебной деятельности.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
Организационный этап. Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок наш мы начнём.
Сегодня к нам на урок пришел очень добрый и отзывчивый старичок по имени Всеволод. Он пришел к нам, из далекого, далекого XIX века. В его стране не было русского языка. Они использовали славянский литературный язык, основанный на диалекте славян. Он пришел к нам для того, чтобы вместе со мной разобраться и выяснить: как же ПРАВИЛЬНО! написать слова с неполногласными и полногласными сочетаниями со старославянским происхождением.
1.Ученики приветствуют учителя. 2.Подготовка рабочих мест.
3. Дети слушают и соглашаются.
Работа с презентацией
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к новому.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать.
Постановка цели урока.
Восприятие и усвоение теоретического материала с применением упражнений.
Применение изученного материала.
Динамическая пауза.
Обобщение и систематизация.
Закрепление изученного.
Самоконтроль и самооценка.
Рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Подведение итогов учебного занятия. Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие вместе со старичком Всеволодом. Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, давай те вспомним тему прошлого урока. Что изучали? (Ответы детей).Да, ребята, вы совершенно правы. Ребята, как называется орфограмма? (Ответ детей).
Давай те с вами откроем ваши рабочие тетради и запишем число, тему, классная работа.
Для нас старичок Всеволод приготовил не большую историю. ( Слайд 2). Неполногласные и полногласные сочетания появились вследствие тесной связи русского языка с другим славянским языком. Когда на русской земле начали появляться первые книги, а это происходило тысячу лет тому назад, они переводились с древнегреческого языка на старославянский язык, так как он был понятен русскому народу. Тысячу лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. Полногласные и неполногласные сочетания в корне: ( Слайд 3).
Полногласные Неполногласные
-ОРО- -РА-
-ОЛО- -ЛА-
-ОРЕ- -РЕ-
-ЕЛО- -ЛЕ-
У нашего старичка, есть особенная шкатулка. В ней, есть задания, которые мы должны с вами выполнить. Открываем учебник на стр. 103 упр. 45. Задание для учеников: 1).Прочитайте отрывки. 2).Какие из них взяты из сказки А. С.Пушкина? 3)Найдите в предложениях слова из старославянского языка. Как ты это понял?
4). Выписать эти слова и записать рядом однокоренные исконно русские. Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Работа в классе индивидуальная у доски.
страница
страна
сторона
Следующее задание упр. 46. Задание для учеников: родственны ли слова на доске:
Давайте вспомним: Родственные слова - это…? (Ответ детей).

Чтобы разобраться родственные ли это слова давай те перейдем с вами на упр. 47.
1).Прочитайте текст. 2). Выпишите цепочку родственных слов с корнем -сторон-, и - стран-. Учитель проговаривает ряд слов вместе с классом. Работа фронтальная ребята отвечают с места.
Сторон-//стран-: сторона, посторонний, сторониться; старославянское происхождение: страна, странник; странный; страница. Эти слова являются родственными
Старичок Всеволод предлагает нам немного отдохнуть:
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарить.
Следующее задание я достаю из шкатулки это упражнение 41. Задание для учеников: 1).Чему учит нас пословица? 2).Запишите пословицы.3). Вставьте недостающие гласные. 4).Письменно подберите проверочные слова. 5)Устно разберите, какие есть орфограммы в словах. Работа в парах.
Ребятам предлагается работа в группах по 4 человека. Задание для ребят: 1).Замените из употребления исконно русские слова старославянского языка, привычными для употребления. ( Слайд 5)
«Лесенка успеха»
Каждый учащийся оценивает себя к концу урока. Чертит на полях тетради линию и отмечает шкалу от 1 до 5. Он будет должен поставить:
На тот уровень куда бы он хотел себя поставить 1- я ничего не понял;
2- я ничего не узнал для себя нового;
3- я хорошо усвоил материал;
4- я многое понял и узнал;
5- у меня все получилось, усвоил.
Анализ урока: Поднимут пусть руки те, кто поставил себя на лесенку «2», пусть поднимут руки те, кто поставил себя на «3», кто поставил на «4»,и кто поставил на «5» - те молодцы ребята. А у тех, у кого низкий результат, желаю, что бы старались подняться на высокий результат.
- Ребята, давайте вспомним, с кем мы сегодня встретились на уроке?
- Что такое полногласные сочетания ?
- Что такое не полногласное сочетание?
- Какие слова мы называем старославянские?
Но прежде, чем уйти Всеволоду он приготовил для вас домашнее задание, откроем дневники и запишем его.
Слайд № 5.
Ребята, подошел к концу наш урок, старичок Всеволод благодарит за ответственную работу к заданиям, и говорит вам: «До свидания», ему пора возвращаться домой. Спасибо за урок! С вами приятно работать! 1.Слушают учителя.
Ответ детей:
1.Слова с полногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере// ре.
Ответ детей:
2.Способ проверки две безударные гласные в корне.
3. Записывают число, тему, классная работа.
1.Ребята слушают и смотрят.
1. Записывают в тетрадь зеленой ручкой:
-ОРО- -РА-
-ОЛО- -ЛА-
-ОРЕ- -РЕ-
-ЕЛО- -ЛЕ-
Ответ ребят:
2).2.Отрывок. «Морозко» РНС.
3.Отрывок. «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин.
4. Отрывок.
« Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин.
Ребята выполняют письменно.
4). Ответ ребят:
Старикову-старый- старик;
Злате-злато-золотой- золото;
Град-ограда- город;
Ступили- наступить- переступить;
Ограда- ограждение;
Брег-берег-берега.
Ответ детей:
Родственные слова- это слова, которые имеют один корень, но близкие по значению и относятся к различным частям речи.
Ответ ребят:
1.2).Ребята записывают в тетрадь цепочку родственных слов: Сторона-сторонний, посторонний, посторонитесь;
Страна-странный, иностранный, странствие, прстранство, страница.
2.Запись в тетрадь:
Слова являются родственными.
1.Ребята выполняют вместе с учителем разминку.
Ответ ребят:
1).Не важно старый человек или молодой его мудрость должна быть в голове; Огород дает 2 пользы: с огорода можно кушать овощи и фрукты, а вторая польза: можно продавать.
Запись в тетрадь:
3)4).В голове- головы-головка;
В бороде- бороды-бородка;
Огород-сл.сл. Надо ЗАПОМНИТЬ!
5). Орфограммы: огород- (сл.сл.,полногл.);
Доход-(сл.сл.,согл. на конце слова);
Семьи-(раздел. Ь знак);Мудрость-(смягчение Ь).
1.Ребята работают по 4 человека.
2.Ответ ребят:
1).Веремя- время
Ворог- враг
Хоробрый-храбрый Солодкий- сладкий

Кладезь- колодец
Врата- ворота- вороты.
1. Ученик чертит на полях тетради линию.
2.Отмечает шкалу от 1 до 5.
3. Ставит
4.Поднимает руку по команде учителя.
Ответ ребят:
1.Сегодня на уроке присут ствовал старичок Всеволод.
2. Полногласные сочетания- это сочетания в корне слова оро, оло, оре, ело.
3.Неполногласные: сочетание в корне слова ра, ла, ре, ле.
1.Ребята слушают учителя, открывают дневники и записывают д/з.
1.Слушают учителя. Работа с презентацией
Учебник. Стр. 103, упр. 45.
Учебник. Стр. 103, упр. 46.
Учебник. Стр.103, упр. 47.
Учебник. Стр. 102, упр. 41.
Работа с презентацией.
Личностные:
мотивация к изучению нового учебного материала.
Познавательные: извлечение информации из опыта детей.
Регулятивные:
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные: извлечение информации из опыта детей; работа с информацией.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей;
умение слушать, слышать и говорить.
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания.
Предметные:
Определить старославянских слова от исконно русских слов.
Личностные:
иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка.
Метапредметные: наблюдать, анализировать, использовать знаково-символическое моделирование.
Предметные:
разобрать, родственные ли это слова или нет.
Регулятивные: (обеспечивать способность регулировать свою деятельность)
понимать, принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные:
читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей Коммуникативные:
возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Регулятивные:
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Подпись учителя: Подпись методиста: