Совершенствование техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет

Совершенствование техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет
В гребном слаломе, как и в любом другом виде спорта, результативность спортсменов зависит не только от уровня их физической подготовленности, но и от степени владения техническими приемами. Эффективность преодоления слаломной дистанции зависит от умения гребца выдержать оптимальную траекторию прохождения трассы. Выдержит ли спортсмен траекторию зависит от подхода, взятия и выхода из обратных ворот, так как слаломная дистанция состоит из «связок» и, делая ошибку на одних воротах, гребец затрудняет себе прохождение последующих ворот в связке.
В связи с быстрыми темпами роста спортивных результатов гребцов-слаломистов возрастает роль прохождения слаломных ворот без штрафа (Жмарев Н.В., 2000). «Чистое» прохождение ворот в большей мере зависит от подхода к ним.
Основным техническим элементом прохождения обратных ворот является раскрутка лодки, во время которой и происходит собственно взятие ворот. Отличие обычной раскрутки от раскрутки на воротах в том, что лодка для пересечения створа ворот должна иметь еще и поступательное движение. Поддержка вращательного и одновременно поступательного движения лодки, причем одним гребком – это во многом противоречивые задачи, что очень сильно поднимает техническую сложность элемента (Крюков С.С., 2004).
Традиционная методика совершенствования техники взятия обратных ворот недостаточна эффективна из-за тенденции к усвоению внешней формы упражнения, подражанию эталону, образцу, а не осмыслению внутреннего содержания двигательного действия.
Исходя из этого, следует отметить, что в связи с постоянным ростом конкуренции среди гребцов и отсутствием полноценной методики по совершенствованию техники прохождения обратных ворот, возникает острая необходимость в разработке методики, которая позволит спортсменам достигать высоких результатов.
Цель работы – разработать и определить эффективность методики, направленной на совершенствование техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет.
С целью повышения эффективности процесса совершенствования техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет и результативности выступления на соревнованиях, нами была разработана методика с включением упражнений на стабилане, упражнений с гидротормозом и комплекса упражнений на гребном тренажере и с эспандером.
Выполнение упражнений на стабилане и комплекса на гребном тренажере и с эспандером, входящих в содержание основной части тренировочного занятия, проходило в общеподготовительном этапе. Комплекс упражнений с гидротормозом применялся в специальноподготовительном этапе.
Комплекс на стабилане состоял из упражнения «Горнолыжный спуск», которое выполнялось два раза в течение 2 минуты 30 секунд. Между упражнениями «Горнолыжный спуск» проводилась идеомоторная тренировка. Комплекс применялся во второй день микроцикла, выполнялся 2-3 раза. Отдых между упражнениями в комплексе составлял одну минуту.
Комплекс с гидротормозом включал в себя греблю по глади пять минут, вращения на месте два раза по 30 секунд вправо и влево, взятие обратных ворот на каждую руку 4-6 раз и ускорение 3х10м. Применялся комплекс в третий день микроцикла.
В пятый день микроцикла применялся комплекс на гребном тренажере и с эспандером. На гребном тренажере выполнялся дуговой гребок и «отхват» в течение 30 секунд. После этого был отдых 2 минуты, затем выполнялось упражнение «скручивание» вправо и влево по 30 секунд, отдых между упражнениями составлял 1 минуту. Упражнения выполнялись сериями, всего 4 серии, отдых между сериями 4 минуты.
Для определения эффективности разработанной нами методики совершенствования техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет был проведен межгрупповой анализ показателей технической подготовленности спортсменов двух групп. Для определения уровня технической подготовленности гребцов-слаломистов 15-16 лет была проведена экспертная оценка прохождения участков слаломной дистанции.
Результаты экспертной оценки прохождения гребцами-слаломистами 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп участков слаломной дистанции на время до и после эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты экспертной оценки прохождения гребцами-слаломистами 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп участков слаломной дистанции на время, (М+m), (баллы)
измерения
Участки слаломной дистанции


1 участок
2 участок
3 участок
4 участок


КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ

1 измерение
3,12 + 0,04
3,13 + 0,06
2,99 + 0,05
2,97 + 0,06
3,05 + 0,07
3,03 + 0,05
3,27 + 0,07
3,20 + 0,08

р 1





2 измерение
3,34 + 0,06
3,50 + 0,04
3,35 + 0,06
3,46 + 0,07
3,32 + 0,04
3,39 + 0,04
3,34 + 0,06
3,48 + 0,06

р 2
0,004
0,004
0,004
0,004
0,01
0,004
0,004
0,004

р 1





3 измерение
3,83 + 0,05
4,35 + 0,05
3,87 + 0,06
4,16 + 0,06
3,86 + 0,06
4,21 + 0,06
3,79 + 0,06
4,13 + 0,04

р 2
0,004
0,004
0,004
0,004
0,004
0,004
0,004
0,004

р 1
=0,0002
=0,009
=0,002
=0,001

Примечания: М – среднее арифметическое; m – средняя ошибка среднего арифметического; р 1– достоверность различий результатов между контрольной и экспериментальной группой по критерию Манна-Уитни; р 2 – достоверность различий результатов внутри групп по критерию Вилкоксона.
В результате внутригруппового анализа показателей экспертной оценки прохождения участков слаломной дистанции гребцами-слаломистами контрольной группы определено, что после второго измерения произошли значимые изменения на всех оцениваемых участках: на первом участке (3,12+0,04; 3,34+0,06; р=0,004), на втором участке (2,99+0,05; 3,35+0,06; р=0,004), на третьем участке (3,05+0,07; 3,32+0,04; р=0,01), на четвертом участке (3,27+0,07; 3,34+0,06; р=0,004).
В результате внутригруппового анализа показателей экспертной оценки прохождения участков слаломной дистанции гребцами-слаломистами экспериментальной группы определено, что после второго измерения произошли значимые изменения на всех оцениваемых участках: на первом участке (3,13+0,06; 3,50+0,04; р=0,004), на втором участке (2,97+0,06; 3,46+0,07; р=0,004), на третьем участке (3,03+0,05; 3,39+0,04; р=0,004), на четвертом участке (3,20+0,08; 3,48+0,06; р=0,004).
Показатели экспертной оценки прохождения участков слаломной дистанции между контрольной и экспериментальной группами после первого измерения достоверных различий между собой не имели. Это свидетельствует о том, что гребцы и контрольной и экспериментальной группы имели одинаковый уровень технической подготовленности. После второго измерения значимых различий между результатами экспертной оценки контрольной и экспериментальной группами так же не наблюдается.
Достоверные различия между результатами экспертной оценки контрольной и экспериментальной группами произошли на всех оцениваемых участках слаломной дистанции после третьего измерения: первый участок (3,83+0,05; 4,35+0,05; р=0,0002), второй участок (3,87+0,06; 4,16+0,06; р=0,009), третий участок (3,86+0,06; 4,21+0,06; р=0,002), четвертый участок (3,79+0,06; 4,13+0,04; р=0,001).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная методика совершенствования техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет является эффективной, о чем свидетельствуют достоверное улучшение показателей экспертной оценки в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Емчук И.Ф. Школа гребли/ И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарев. М.: Физкультура и спорт, 1969. - 176 с.
Жмарев Н.В. Тренировка гребцов/ Н.В. Жмарев. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.
Крюков С. Гребной слалом. Подготовка спортсменов/ С. Крюков. М.: Эльф ИПР, 2004. 236 с.
Гребля на байдарках и каноэ: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР/ авт.-сост.: В.Ф. Каверин. М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
89227633337








13PAGE 15


13PAGE 14615




15