Карта урока русского языка в 5 классе Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- — -лож- -рос- — -раст- (-ращ-)» ФГОС, УМК М.М.Разумовской


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
УМК: учебный комплекс под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.
Тема урока: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые личностные результаты: осознание ответственности человека за общее благополучие; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться! Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.
Регулятивные: планируют результат работы.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия. Посмотрим на экран. Все вы помните персонажей знаменитого мультфильма «Трое из Простоквашино». Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование … Письмо с ошибками! Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет. Сможем? Сможем! Приступаем!«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
- Итак, ребята, прежде чем помочь Печкину, мы должны выяснить, как ему помочь, как объяснить его ошибки. Давайте попробуем разобраться! Как вы думаете, в каких словах допустил ошибки Печкин в своем письме? (Вырасли, позаростали, предлогал, водорасли, вырасли, предлогает, слогать, прилажить, услажняют, вырощенный). - А в какой морфеме допустил он ошибку? (В корне слова). Правильно, ребята, а как вы думаете, какова будет тема нашего урока? («Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»)
-Что будет целью нашего урока? Читают текст слайда, выбирают слова с ошибками. Учитель помогает детям выбрать все слова и определить тип орфограммы.
Дети формулируют тему и цели урока Личностные: : осознание ответственности человека за общее благополучие; положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.
Регулятивные: планируют результат работы.
3.Планирование способа достижения намеченной цели
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). -Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: мы должны будем закрепить знания о чередующихся гласных в корне слова и научиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.
 -Что вам понадобится для достижения поставленной цели? Давайте попробуем сейчас каждый оценить свои знания этой темы на шкале от 1 до 10.
-Как можно узнать правила написания этих корней? Учащиеся оценивают свои знания и предполагают пути достижения поставленной цели. Предлагают способы решения проблемной ситуации (Посмотреть в учебнике или вывести правило самим). Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные: отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.
4.Практическая деятельность учащихся
Цель: выработка плана действий Учитель выводит на экран слайд .-Работая в парах, выявите закономерности правописания корней с чередованием.
-Проверьте правильность своих выводов.
- Ребята, у меня есть для вас замечательные стихи - запоминалки этого правила, давайте с вами их повторим за мной.МЫ, пока предполагали, В корне букву А писали, А когда предположили,Букву О употребили. Исключение из правила: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил прямо на базаре. (+ отрасль) Работают в парах, осуществляют смысловое чтение, выводят алгоритм проверки написания корней с чередованием –лаг - лож-, -раст/ращ - рос-.
Проверяют алгоритм по теоретическому материалу.
Фиксируют основную информацию в ОК в «Книжки-малышки» на основе интерпретации Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.
5.Этап закрепления нового материала
Цель: применение знаний на практике
- Обратите внимание на образование формы глагола «положить» (Слайд). Запомните эти формы и употребляйте их в своей речи правильно.
- А теперь распределите слова со слайда на две группы. Используйте выведенный алгоритм.
-Выполните взаимопроверку, при необходимости объясните соседу по парте, как нужно проверять написание слов с корнями с чередованием.
- А теперь запишем без ошибок в тетрадь слова из письма почтальона Печкина.
-Какое слово заблудилось? Почему? (Усложняют) Орфоэпическая минутка
Работа в парах.
Выполняют задание.
Выполняют взаимопроверку.
Выполняют записи в тетрадях с соблюдением норм русского литературного языка с попутным комментированием орфограммы Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности (по алгоритму).
Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы.
Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.
6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
Игра «Не зевай!»
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали. +2. Если в корнях с чередованием -рос-раст/ращ-есть слова исключения, то хлопок. +3. Если к словам с корнями с чередованием можно подбирать проверочные слова, то покачали головой. -4. Если в корне слова предполагали пишется чередующаяся А, то прыжок. +5. Если в предложении Золотые волосы были у Марины, встречаются слова с полногласным сочетанием, то сели. + Учащиеся выполняют упражнение.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
7. Закрепление с проговариванием.
Цель: творческая практическая деятельность.
- А теперь посмотрим, как вы усвоили эту тему, на экране вы видите словосочетания, в которых не хватает букв. Давайте работать по командам «Кто лучше»? (вызываю по 2 человека с 1 и 2 варианта к доске по очереди).1 вариант: распол...жение лагеря, предл..жить помощь, жители Р..стова-на-Дону, изучаешь прил..гательное, маленький р..сток. 2 вариант: пол..гаться на друга, пишешь изл..жение, Петров Р..стислав, богатая р..стительность, деревья быстро выр..сли.
- Ребята, Шарик тоже решил написать письмо Дяде Федору, но Галчонок вытащил оттуда некоторые слова, поэтому вам нужно будет самим придумать слова с корнями лаг-лож, раст-рос-ращ и дописать в этот текст (На слайде)Дядя Фёдор, у нас всё хорошо, только часто туман на поля ложится. Из-за сильных дождей в огороде ничего не растет. Одни только сорняки растут. Недавно я ходил на фотоохоту и упал в речку. В ней много зеленых водорослей. А вокруг берега заросли камышей. После фотоохоты меня Печкин привёз в наш дом, который располагается на самом краю посёлка. Вот и все, что я хотел тебе рассказать. Целую крепко, твой Шарик.Задание на дом продолжение творческой работы на уроке Выполняют упражнение, озвучивая выбранный вариант, комментируют изученную орфограмму.
Записывают текст, подбирая слова на изучаемую орфограмму Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме.
Личностные: участие в созидательном процессе.
8. Домашнее задание Дома вы можете доработать графически текст письма Шарика. Можете написать ответ Печкину от имени грамотного Дяди Фёдора, который, разумеется, знает данные орфограммы, используя слова на данную орфограмму, т.е. насыщая своё письмо словами с корнями РАСТ, РАЩ, РОС, ЛОЖ, ЛАГ.Или же можно выполнить упражнение 312, стр.111: заполнить таблицу, выбрав из текста слова с нужной орфограммой в корне. Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями; осознанно и произвольно строить сообщения творческого характера в письменной форме
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Продолжить фразу: "На этом уроке я узнал(а)..."
Рефлексия. Мне на уроке было - я на уроке - итог урока1.интересно 1.работал 1.понял материал2.скучно 2.отдыхал 2.узнал больше, чем знал3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Самооценка своих знаний на 10-бальной шкале
- Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?
Выставление отметок Высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.