Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос».













Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему:
«Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос».





Выполнила: учитель русского языка и литературы Зубкова Н.Н.




Цели урока:
1.Закрепить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-;
2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне ;
3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
Оборудование: карточки
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами повторить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-,- раст-(- ращ-) ,-рос-;
2.Синтаксическая пятиминутка
Запишите предложение и найдите главные члены предложения
Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.
Найдите в предложении слово с чередующейся гласной (располагался)
Разберите слово располагался по составу
Измените слово так, чтобы корень был -лож- (расположился)
3. Работа со словами
Используя приём поморфемного чтения, от данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово. Какой частью речи оно будет являться?
Излагать – изложение (изЛОЖение)
Предлагать – предложение (предЛОЖение)
Располагать – расположение (распоЛОЖение)
Слагать – сложение (сЛОЖение)
Прилагать – приложение (приЛОЖение)
Давайте сделаем вывод, когда в корне пишется а, когда о
Составьте с любым словом предложение
4. Тренировочные упражнения
Детям раздаются карточки. Объяснить написание слов, используя приём поморфемного письма.
1 вариант
Предлгать ничью (предЛАГать)
Прилжение к журналу (приЛОЖение)
популярное излжжение (изЛОЖение)
густо рсти (РАСТи)
маленький рсток (РОСТок)
перспективная отрсль (отРАСль)
разлжить рстения (разЛОЖить, РАСТения)
молодая порсль (поРОСль)
рстительная пища (РАСТительная)
дубы разрслись (разРОСлись)
улжиться в секунды (уЛОЖиться)
полгаться на коллектив (поЛАГаться)
2 вариант
Петров Рстислав (РОСТислав)
возлжить ответственность (возЛОЖить)
располгать данными (распоЛАГать)
семена прорсли (проРОСли)
излгать программу (изЛАГать)
зарсли тростника (заРОСли)
отлжить визит (отЛОЖить)
прилгать усилия (приЛАГать)
произрстать на севере (произРАСТать)
полжение дел (поЛОЖение)
подрстающее поколение (подРАСТающее)
Жители Рстова -на Дону (РОСТова-на-Дону)
5. Игра “Составь слово ”
Используя приём поморфемного чтения, составь слово.
Предутренний – приставка (ПРЕДутренний)
Поговорить – приставка (ПОговорить)
Слагаемое – корень (сЛАГаемое)
Решать – суффикс (решАть)
Писал - суффикс прошедшего времени глагола (писаЛ)
Собирала – окончание (собиралА)
Получилось слово: предполагала
Разберите слово по составу
6. Четвёртое лишнее
Сложение, положение, отложить, ложный
Растение, росток, отрасль, ростральные колонны
Ростральные колонны (памятник архитектуры, один из символов Санкт-Петербурга, ростры-носы кораблей, которыми украшены колонны)
Записать слова с чередующимися гласными и выделить в них корень зелёной пастой.
СЛОЖение, поЛОЖение, отЛОЖить;
РАСТение, РОСТок, отРАСль.
7. Работа с текстом
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов, используя приём поморфемной записи.
Без удобрений не будет рстений (РАСТений).
Душу и сердце в работу влжи (вЛОЖи) , каждой минутой труда дорожи.
Трудно и дереву одинокому рсти (РАСТи).
Излжите (изЛОЖите)содержание параграфа учебника
Мы предлжили (предЛОЖили) провести слёт туристов на берегу реки.
Рис рстёт (РАСТёт) на болотистых местах
Берег моря покрыт водорслями (водоРОСлями).
Эти места удивляют богатой рстительностью (РАСТительностью).
8 .Подведение итогов урока
Сегодня мы с вами повторили правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож-,- раст-,(- ращ-), -рос-;
Давайте подведём урок с помощью сигнальных карточек.
Какую букву надо писать в корне -лаг-
а

Какую букву надо писать в корне -лож-
о

Какая буква пишется в корне перед буквой с
о

Назовите слова исключения
отрасль

Какая буква пишется в корне перед -ст
а

Назовите слова исключения
Росток
Ростислав
Ростов
ростовщик

9. Домашнее задание
Придумать и записать 15 слов с чередующимися гласными а-о в корнях поморфемно.