План урока в 5 классе на тему Чередование гласных в корне слова (-раст- -рос-, -лаг- -лож-, -кас- -кос-, -гар- — гор-)


КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИМАНБАЕВОЙ Г.К.
Дата 26.01.15
Предмет Русский язык
Класс 5Б
Тема урока Чередование гласных в корне слова (-раст- -рос-, -лаг- -лож-, -кас- -кос-, -гар- - гор-)
Цель урока Формирование знаний о правописании чередующихся гласных в корне.
Ключевые идеи Выработать навыки умения правильного написания чередующихся гласных на практике.
Ожидаемый результат Умеют работать в группе, умеют правильно писать чередующиеся гласные, умеют слушать ответы других учащихся и оценивать друг друга.
Источники и ресурсы Учебник, актив-доска, карточки.
Ход урока
№ Время Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые модули Приемы и методы
1 5 мин. Орг. момент Приветствие. Эмоционально – психологический настрой «На что похоже настроение?» Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше ведущему: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу.
Деление на пары: Дед Мороз – Снегурочка, сестрица Аленушка – братец Иванушка, Баба Яга. Учащиеся настраиваются на урок, по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
Делятся на пары. Получается 1 пара и 1 трио. Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, обучение в соответствии с возрастными особенностями. Эмоционально – психологический настрой. Деление на группы.
2 5 мин. Проверка д\зИгра «Сборочный цех» из данного набора морфем собери как можно больше слов.
1.груз-, за-,-и-, -ть, по-, -к-, на-, -а, пере-.
2.Ноч-,-ой, -ева-, за-, -ть, -ик, -н-, пере-. Учащиеся называют слова: погрузка, загрузка, перегруз, грузить, загрузить, перегрузить, нагрузка, нагрузить, погрузить.2.ночной, ночевать, заночевать, ночник, переночевать. Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, обучение в соответствии с возрастными особенностями, одо. Игра «Сборочный цех»
2 5мин Этап постановки темы и цели Есть в русском языке такие слова, корни которых нельзя проверить ударением. К тому же они постоянно меняют свое обличье – то украсят себя буквой –о, то выберут букву –а. для них есть свои правила. Давайте сегодня откроем их тайны и научимся узнавать их и правильно писать. Жили-были в слове слагаемое две сестрички – близнецы А и А. друг без друга они жить не могли. Правда, хоть и находились они в одном и том же слове, но квартиры занимали разные – одна в корне, а другая в суффиксе слова. Были они дружны, никогда не разлучались. А еще был у них любимый брат Г, который в них душе не чаял и никуда сестричек от себя не отпускал.
Но как-то раз сестричка А, которая жила в суффиксе, ушла погулять и не вернулась, заблудившись в густом лесу. Долго ждали ее А и Г, да так и не дождались. Пришлось тогда брату Г отправиться на ее поиски, а чтобы не оставлять вторую сестру одну, попросил он постоять на его месте друга, букву Ж. но оставшаяся без брата и сестры А очень тосковала, несмотря на заботу и внимание друга Ж. она стала худеть и превратилась в букву О. так и повелось, если сестры и брат вместе – то всё в порядке, в корне пишется А, а если Г уходит искать вторую сестру, то в корне перед Ж стоит О. Итак, о чередовании каких гласных мы будем изучать и какова цель нашего урока? Учащиеся формулируют тему и цель урока. Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, обучение в соответствии с возрастными особенностями, управление и лидерство. Кумулятивная беседа,
3 5 мин.
Этап формирования знаний Ознакомьтесь с правилом на стр.141, 143.Расскажете у доски, на примерах объясните правописание данных гласных в этих корнях.
Запомните, нет глаголов без приставок с корнем –лаг-(-лож-), поэтому неправильно говорить «ложу книгу на стол», а правильно «кладу книгу на стол» Учащиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом и рассказывают у доски, приводят примеры. Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, обучение в соответствии с возрастными особенностями. Метод зигзаг.
4 15 мин. Этап закрепления знаний. Выполните задание с актив-доски. 1.Распределить в 2 столбика.
Возл…жение, предпол…гать, сл…гаемое, предпол…жение, прил…гательное, изл…гать, распол…житься, прол…жить, изл…жение, пол…гать.
2. словарный диктант. Дорасти, росток, выросли, сращение, отрасль, Ростов, подросли, растительность, разрастаются.
3.найдите и подчеркните лишнее слово.
А) зар…сла, выр…сла, отр…сль, водор…сль.
Б) произр…стать, разр…слись, прир…щение, возр…ст.
В) перер…сли, вр…сли, зар…сли, обр…сти.
Г)Р…стов, отр…сль, Р…стислав, р…стовщик. После каждого задания учащиеся проверяют работы друг друга.
4.Выпишите слова с корнем –кас- (-кос-). Выделите корень. Прик…саться, прик…снуться, прик…сновение, к…сательная. 5.Вставьте пропущенные буквы: Заг…рать, г…рец, приг…реть, г…ристый, уг…рный, заг…р, уг…ревший, заг…релый6.Данные слова распределите в колонки таблицы.
З…мля, к…стер, в…дяной, изл…жение, выр…щенный, в…теран, к…рабль, перел…жить, выр…стить, л…са, п…ля, д…ска, г…лубой, предл…гать, р…стительный, н…бесный, цв…ток, р…сток, отр…сль, возл…гать. Учащиеся выполняют задания. Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, обучение в соответствии с возрастными особенностями, одо. Лишнее слово, взаимопроверка, словарный диктант.
5 5 мин. Этап проверки понимания.
Ответьте на вопросы «да» или «нет»:
1.В корне лаг пишется А?
2.В корне слова предложить пишется А3.В слове росток пишется О?
4. В корне слова отрасль пишется А?
5. В корне гар-гор под ударением пишется О?
6. В слове загар пишем О?
7.В корне слова загорелый пишем А? 8.В корне слова прикосновение пишем букву О? 9. В корне слова зорька пишем букву О. 10. В корне слова коса пишем А? Учащиеся отвечают: 1.Да,2.нет, 3. Да, 4.да, 5.нет, 6.нет, 7.нет, 8.да, 9да, 10.нет. Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, обучение в соответствии с возрастными особенностями. Верные – неверные утверждения
3 мин. Дом. зад. Упр 394, 395 с.143. выучить правило. 7 7 мин. Рефлексия. Заполните таблицу плюс-минус-интересно. Заполняют таблицу. Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению. Рефлексия.
Рефлексивный отчет по данному уроку
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что учителю приходится пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и искать новые, более эффективные пути. Он требует от людей умения ориентироваться во всех видах обширной информации и каждый сегодняшний ученик должен быть способным самостоятельно мыслить, размышлять о своих действиях, находить решения. Как учитель русского языка я поставила цель – учить детей быть не получателями знаний, а «добытчиками». И для достижения такой цели, естественно, невозможно только ограничиваться традиционными методами обучения. Программа курсов повышения квалификации педагогов, общеобразовательных школ Республики Казахстан, предложенная коллегами Кембриджского Университета сегодня дает возможность идти к этой цели. Внедрение таких модулей, как новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и результатов обучения с использованием критериального оценивания, обучение талантливых и одаренных, использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования системы обучения, возрастные особенности преподавания, предоставило возможность повысить интерес и мотивацию учащихся по предмету.
Один из открытых уроков, которые я провела по новой технологии был урок русского языка в 5Б классе на тему «Чередование гласных в корне слова». Урок я начала с эмоционально-психологического настроя «На что похоже настроение». Учащиеся в кругу сравнивали свое настроение с солнцем, с голубым небом, утренней зарей и.т.д. Таким образом, мне удалось позитивно настроить их на урок. Затем они поделились на группы: 1 пара и 1 трио. На данном этапе мне удалось применить модуль новые подходы в обучении и обучение в соответствии с возрастными особенностями, так как деление на группы я провела с учетом их возраста. Для проверки домашнего задания использовала игру «Сборочный цех», которое помогло ребятам вспомнить правило о составе слова и собрать достаточное количество новых слов. Данное задание понравилось ребятам своей необычностью и доступностью для понимания.
На этапе постановки темы и цели я использовала сказку о гласных А и О, которая была для ребят интересной. Прослушав сказку, они сразу догадались о теме урока, и им удалось сформулировать цели урока. Данная кумулятивная беседа помогла учащимся раскрыть тему и цель урока. На этапе ознакомления с новой темой использовала прием зигзаг, по которому правило было поделено между учениками, и каждый ученик получил задание изучить свою часть правила и объяснить ее остальным учащимся. Положительным моментом при выполнении задания было то, что все учащиеся были заняты изучением нового материала. Но при объяснении темы, одному слабоуспевающему ученику потребовалась помощь, так как объяснить материал ему не совсем удалось: остальные учащиеся его не поняли, и мне пришлось попросить его соседа по группе помочь ему усвоить данный материал. Данная ошибка явилась следствием того, что при таком задании я не учла слабую мотивацию некоторых учащихся и в дальнейшем мне следует учитывать объем нового материала и заданий, которые следует давать учащимся по уровню их мотивации. Также, по мнению Выготского, ЗБР – это расстояние между уровнем его актуального развития, установленного посредством самостоятельно решенных задач, и уровнем возможного развития, определяемых с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более способными учениками. Именно с помощью ЗБР следует оказывать помощь слабоуспевающим ученикам.
При выполнении заданий учащимся удалось закрепить новую тему. Судя по рефлексии, им понравились задания по приему «Исключи лишнее слово». Положительным моментом при выполнении данных заданий явилось то, что учащимся приходилось каждый раз аргументировать свои ответы, что позволяет развивать устную речь и способствует развитию критического мышления. Для закрепления темы я подобрала по одному заданию на каждую пару чередующихся корней, что позволило учащимся сделать выводы о каждом чередующемся корне. На данном этапе я внедрила модули «Обучение критическому мышлению», «Обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся», «Управление и лидерство», «ИКТ», «Оценивание для обучения». После каждого задания учащиеся сами друг друга оценивали по предложенным мной критериям. Для проверки понимания нового материала, использовала прием «Верные-неверные утверждения», которое позволило учащимся за короткое время проверить полученные знания. На этапе рефлексии учащиеся отметили, что именно последнее задание было очень интересным для них. На этапе рефлексии они заполнили таблицу «Плюс-минус-интересно». Но в дальнейшем мне следует разнообразить приемы рефлексии, чтобы учащиеся в полной мере смогли выразить свое отношение к уроку.
Использованная литература: 1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.