Урок «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях раст-ращ -рос, кас-кос, лаг-лож».

Тема урока: «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях раст-ращ -рос, кас-кос, лаг-лож».
УЧЕБНИК: М.М. Разумовская, С.И. Львов и др. Русский язык. 5 класс. – М.:Дрофа, 2014.
Технология: Деятельностный метод
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание А- О в корнях с чередованием
Ход урока:
1. Этап мотивации.
Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелания, создается положительный эмоциональный фон.
- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? (Получить новые знания.)
Скажите, пожалуйста, как вы считаете, новые знания интереснее открывать самому или услышать из уст учителя? (самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека.)

2. Актуализация и пробное учебное действие.
Актуализация
- Ребята, мы с вами продолжаем изучать «Орфографию».
- С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (Орфограмма)
- Что такое орфограмма?
- Перечислите, какие орфограммы в корне мы уже изучили?
А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:
Д..ревья, оч..ровательный, б..ссейн, в..сной, б..жал, ранжевый, б..гровый
- На какие группы разделили слова и почему? (Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с непроверяемой гласной в корне). Объясните выбор орфограммы.
Пробное действие
- Давайте сейчас попробуем выполнить ту же работу с другими словами
Прил..тел, зар..стают, р..сточек, в..дичка, предл.жить, уд..вительный,
к..бинет , л..дяной, выр.с.
Все справились с заданием? (Возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Хватает ли нам знаний, чтобы выполнить данное задание? (Учащиеся не знают, как правильно написать корни с чередованием букв А-О).
3. Выявление места и причины затруднения.
- Давайте подумаем, как мы действовали до этого ряда слов? (выделяли корень, далее определяли способ проверки орфограммы. Можем ли мы действовать по данному алгоритму? (Ответы учащихся)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, какова наша с вами учебная задача? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети формулируют тему урока, затем учитель записывает ее на доске, а учащиеся – в тетради.)
- Каким способом мы попытаемся добыть новые знания? (Способом уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать из ранее изученных на основе наблюдения)
5. Реализация построенного проекта
Дети выдвигают гипотезы:
Проверить орфограмму можно сильной позицией.
Выбор гласной зависит от последующей буквы или ударения.
Далее учитель предлагает учащимся по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над 2 парами слов с одним и тем же корнем.
- Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
1 гр.: касаюсь- коснулся, прикасание – прикосновение;
2 гр.:сложить-слагать, приложил – прилагать;;

·3 гр.: растение – росли, растет-выросли;
- Все справились с заданием? (Да.) Можем ответить, от чего зависит правописание букв А-О в корнях корнях раст-ращ-рос, , кас-кос, лаг-лож и др (Да.)
Новый способ действий фиксируется в речи и знаково:
- Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать гласную в корнях лаг-лож, кос- кас?
Выделить корень
Подчеркнуть слабую позицию одной чертой
Выбрать способ проверки слабой позиции (безударная гласная, чередование О-А,)
Есть суффикс -а- - пишу А  
Нет суффикса -а- - пишу о
- Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать гласную в корнях -раст,-ращ, -рос?
Выделить корень
Подчеркнуть слабую позицию одной чертой
Выбрать способ проверки слабой позиции (безударная гласная, чередование О-А,)
Есть буквы т,щ пишу –а
Слова исключения: росток,отрасль
Каждая группа отражает результат своей работы на доске, проговаривая алгоритм действий (-раст-ращ-рос, , кас-кос, лаг-лож - и т.д.)
В результате проделанной работы дети приходят к выводу, что данному правилу подчиняется группа корней.
- Давайте теперь обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока и зафиксируем графически выбор орфограммы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Выполняем задание на доске, при этом проговаривая вслух выполняемые шаги и их обоснование: требуется распределить слова по колонкам в зависимости от гласной (1 ученик у доски, остальные – в тетради).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Как проверить, усвоена новая тема или нет? (Нужно поработать самостоятельно). Запишем словарный диктант:
1. Сложил, росли, прилагательное;
2. Растительность, слагаемое, вырасти;
3. Коснулся, положил, прикосновение;
- В каком ряду во всех словах пишется буква А?
- В каком ряду во всех словах пишется буква О?
Проверим по эталону и образцу.
- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? (исправляем ошибки)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Что общего у корней с чередованием лаг- лож; кос-кас? (Выбор гласной зависит от наличия/отсутствия суффикса -а-).
- В каких еще корнях выбор гласной определяется последующей буквой?
- А в каких случаях написание гласной в корнях с чередованием зависит от букв –т,-щ?
- А в каких случаях написание гласной в корнях с чередованием зависит от ударения.
- Выполнение упражнений, в которых есть задания, направленные на формирование метапредметных умений и навыков и развитие личностных качеств (Л.Г.Ларионова Рабочая тетрадь. 5 класс стр.26, упражнения 65,66,63).
9. Рефлексия УД на уроке.
- В конце урока надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Домашнее задание (дифференцированный подход):
1) № 309, стр. 111
2) Составить диктант из слов с чередующимися гласными а-о (20 слов)
Творческая работа: рассказ «Как я ухаживаю за комнатными растениями»
правило стр. 110
15