Технологическая карта урока по теме ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ.


Русский язык 3 класс учитель начальных классов: Артамонова Н. А.
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ
Педагогическиецели Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческими чередованиями звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный звук в корне
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемыерезультаты (предметные) Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; находят в предложении незнакомое слово, определяют его значение; находят корень в однокоренных словах с чередованием
Личностныерезультаты Проявляют интерес к познанию русского языка, способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия(метапредметные) Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; учитывают разные мнения и интересы и высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Основное содержание темы, понятияи термины Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение; чередование гласных; происхождение слов, старославянский язык
Образовательныересурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Таблица «Исторические чередования в корне слова»
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Формы,методыметодическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце:
«Все ребята – молодцы!»
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Фронтальная, индивиду-альная.
Практический. Письмо Будь внимателен на уроке
INCLUDEPICTURE "http://nsc.1september.ru/2004/22/5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://nsc.1september.ru/2004/22/5.gif" \* MERGEFORMATINET Выполняют письмо по образцу Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк Правильное напи-саниеIII. 2. Работа в паре (на карточке). Проверка – один ученик из пары (с проверочным словом).
П – осуществляют само-проверку, устанавливают правильность выполнения задания Фрон-тальный(устный ответ), вы-борочный (письменный ответ)
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
IV. Актуализация знаний
Словарно-орфографическая минутка Индивидуальная (письменная работа), фронтальная (ответы на вопросы) – Распределите слова по трем столбикам (непроверяемые гласные, с одной проверяемой, с двумя проверяемыми гласными).
Материал к заданию: веселый, горох, колосок, далекий, небеса, шоссе, знамена, сторона Производят морфемный и орфографический разбор слов, классифицируют объекты по указан-ным признакам Пр. – отрабатывают умение производить морфемный и орфографический разбор слова.
П – применяют полученные знания в решении практических учебных задач.
Р – принимают учебную задачу Индивидуальный (письмо, аргументированный устный ответ)
V. Постановка учебной задачи.
Работа с мате-риалом для наблюдения Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя, беседа, чтение – Прочтите слова (молодой, младенец, молодежь, младший) и ответьте, являются ли эти слова однокоренными? Выделите корни в этих словах.
– С какой проблемой вы столкнулись?
– Какие сочетания букв затруднили вашу задачу – найти корень слова?
– Попробуйте сформулировать учебную задачу: чему должны научиться? Анализируют пред-ложенные слова,доказывают их принадлежность к группе однокоренных, производят морфемный разбор, находят в каждой паре соче-тание оро-ра.
Формулируют учебную задачу Пр. – закрепляют навыки морфемного и орфографического разбора.
П – применяют имеющиеся знания в нестандартных ситуациях, определяют недостаточность имеющихся знаний для решения проблемного вопроса.
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Фронтальный (ответы на во-просы)
VI. Усвоение новых знаний и способов Фронтальная, индивидуальная. Словес- – Загляните на «Страничкудля любознательных», там вы сможете найти ответ на свои Читают текст, полу-чают необходимую информацию, отве- Пр. – расширяют представления об истории русского языка, используют широ- Беседа по вопросам, раз-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
действий.
1. Работа с учебником: «Стра-ничка для любо-знательных» (с.109) ный, практи-ческий. Чтение, беседа вопросы или подтвердить свои предположения.
– Из какого языка к нам пришли сочетания ра, ла, ле?
– Каково происхождение слов с сочетаниями оро, оло?
– Подберите для слов старославянского происхождения из предложенного стихотворного отрывка слова с сочетаниями оро, олочают на вопросы учителя, опираясь на полученную теоретическую справку. Подбирают слова-синонимы древнерусского происхождения кий словарный запас для решения познавательных задач.
П – извлекают необходимую информацию из текста теоретического характера, воспроизводят ее в форме ответов на вопросы учителя вернутые ответы
2. Выполнение упр. 205 в учебнике Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, ответы на вопросы – Теоретические знания вы получили, теперь попробуйте применить их на практике
Составим алгоритм :1.Прочитай слово.
2.Поставь ударение.
3.Выдели корень.
4. Определи безударную гласную.
5.Подбери проверочное слово.
сосна - сосны
Читают пары слов, указывают чередующиеся сочетания букв, объясняют значения слов; указывают слова, вышедшие из употребления,применяют алгоритм. Пр. – расширяют представления об истории русского языка, работают над развитием речи, совершенствуют умение производить лексический разбор слова Фронтальный. Беседа по вопросам, раз-вернутые ответы
Физкультминутка Коллективная. Практический Руки подняли и покачали –
это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
ветер сбивает росу.
В сторону руки, тихонько помашем – это к нам гуси летят.
Как они сядут, тоже покажем –
руки сложили назад. Выполняют движения по тексту под руководством учителя. П – применяют полученные знания в нестандартной ситуации.
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни Правильное выполнение движений в соответ-ствии с текстом
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– Вопрос для внимательных уче-ников: найдите слово (в первом предложении физкультминутки) с сочетанием ере и подберите для него пару с сочетанием ре Отвечают на вопрос учителя: называют слово «деревья», подбирают для него пару (древо, древесный) VII. Закрепление знаний и способов действий.
Тест 3 –х уровней проверки. . Практический. Письмо Организует работу с тестами,выбор сложности.Приложение 1.
Слушают задание учителя, письменно самостоятельно выполняют упражнение Пр. – владеют орфографической зоркостью.
П – используют полученные умения при выполнении практического задания, применяют полученные знания на практике Индивидуальный (письмо)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная. Словесный.
Беседа – Какая задача стояла перед нами?
– Удалось ли ее решить?(солнышко)
– Кто справился с задачей? ( Звездочка)
– Кто испытывал затруднения? (тучка)Почему? Отвечают на вопросы учителя Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Само-регуляция
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
Домашнее задание (учебник, упр. 206) Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Р – принимают учебное задание в соответствиис уровнем своего развития Приложение №1.
Тест по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне». 3 уровень
1 вариант.
1. Написание каких безударных гласных требует проверки?
1) а 2) я 3) о 4) ё 5) е 6) у 7) и.
2. Если в корне проверочного слова буква ё, то какую гласную букву нужно написать в корне проверяемого слова?
1) о 2) е 3) ё 4) и 5) я.
3. Продолжи правило.
Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы …
гласная стояла в конце слова.
гласная стала ударной.
гласная стояла перед согласным.
4. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.
1) Под ударением слышится гласный …
2) Ставлю безударный гласный под ударение.
3) Пишу ту же гласную в безударном слоге.
4) Слышу в корне слова безударный гласный …
5. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).
1) тяжёлый4) берег7) берёза
2) лисица 5) колючий 8) урожай
3) ворона 6) дорога 9) обезьяна.
6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.
1) Ночной – а) ночник б) ночка в) ночлег г) ночевать.
2) Трава – а) травка б) травинка в) травяной г) травянистый.
3) Садовник – а) посадил б) садик в) садовод г) садовый.
4) Река - а) речка б) речной в) речушка г) речник.
7. В какой строке все слова пишутся с буквой а?
1) расск . зать, ут . мительный, просл . влять.
2) вст . вать, ц . рица, др . жание.
3) сч . стливый, сл . беют, ш . гает.
8. Выбери слова с буквой о.
1) г . родок 4) м . рской 7) м . лыш 2) кр . льчатник 5) в . лнистый 8) к . вёр 3) д . лёкий 6) в . ренье 9) п . л . сатый.
9. Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.
Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда.
10.Отгадай загадку. Сколько слов с безударными проверяемыми гласными в корне ? Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый.
С ножкой толстой и прямой. ( ____________________ )
а) 7 б) 6 в) 5 г) 3 д) 4
Тест по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне». 3
2 Вариант.
1. Написание каких безударных гласных требует проверки?
1) о 2) ю 3) и 4) а 5) у 6) е 7) я.2. Если в корне проверочного слова буква ё, то какую гласную букву нужно написать в корне проверяемого слова?
1) е 2) я 3) и 4) ё 5) о.
3. Продолжи правило.
Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы …
1) гласная стояла перед согласным.
гласная стала ударной.
3) гласная стояла в конце слова.
4. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.
1) Ставлю безударный гласный под ударение.
2) Пишу ту же гласную в безударном слоге.
3) Под ударением слышится гласный …
4) Слышу в корне слова безударный гласный …
5. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).
1) стена4) мороз7) осина
2) машина 5) скрипучий 8) горох
3) сорока 6) народ 9) собака.
6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.
1) Ледяной – а) ледник б) ледок в) лёд г) обледенелый.
2) Грибы – а) грибок б) грибница в) грибник г) гриб.
3) Скворец – а) скворцы б) скворушка в) скворчата г) скворечник.
4) Лесной - а) лесок б) лесник в) лес г) лесничий.
7. В какой строке все слова пишутся с буквой е?
1) в . сенний , св . стит, бл . дней.
2) в . черний, зв . здопад, осв . щение.
3) т . мнота, т . шина, т . нистый.
8. Укажи слова с буквой и.
1) ш . рстяной 4) п . чёный 7) п . сатель 2) ж . лток 5) ч . стота 8) изв . щение 3) щ . пать 6) пл . сать 9) б . жать.
9. Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.
Как красивы узоры на оконном стекле!
10.Отгадай загадку. Сколько слов с безударными проверяемыми гласными в корне ? Домовитая хозяйка,
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. ( ____________________ )
а) 7 б) 6 в) 5 г) 3 д) 4
Ответы на тестовые задания.
1 вариант.

1. 1) а, 2) я, 3) о, 5) е, 7) и.
2. 2) е.
3. 2)
4. 4), 2), 1), 3) .
5. 2), 3), 4), 6), 7), 8), 9).
6. 1) - В), 2) - г), 3) - б), 4) - в).
7. 3).
8. 1), 2), 4), 5), 8), 9).
9. Стемнело, появилась, звезда.
10. Гриб; в) 5.


2 вариант.

1. 1) о, 3) и, 4) а, 6) е, 7) я.
2. 1) е.
3. 2)
4. 4), 1), 3), 2) .
5. 2), 3), 4), 6), 7), 8), 9).
6. 1) - б), 2) - а), 3) - б), 4) - а).
7. 2).
8. 3), 5), 7).
9. Красивы, оконном, стекле.
10. Пчела; в) 5.
Используемая литература:
Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2011.
Л. А. Фролова. Русский язык. Тесты. 3 класс. Учебно – методическое пособие.
«АСТ» «Астрель» Москва . 2003 год.
Приложение №2.
2 уровень
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ».
1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
1) чтобы на согласный падало ударение.
2) чтобы после согласного стоял гласный.
3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].
4) чтобы на гласный падало ударение.
2. В каком слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:
1) ковёр
2) шалун
3) волна
4) свисток
3. В каком слове безударную гласную можно проверить:
1) тарелка
2) пальто
3) улица
4) часовой
4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
1) весло – вёсла
2) чистый – чистота
3) шалун – шалость
4) гроза – грозный
5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:
1) положить
2) гороховый
3) переделать
4) заколосится
6. В какой строке во всех словах в корне пишется проверяемая безударная гласная «я»:
1) ст.пной, кр.вой, пр.мой 2) ч.тать, пл.сать, м.чтать 3) м.сной, загл.нул, р.бой 4) п.тёрка, мес.ц, гр.да 7. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «НОЖИ»
1) н - [н] – согласный, звонкий, твердый
2) о - [о] – гласный, безударный
3) ж - [ж] – согласный, звонкий, твердый
4) и - [ы] – гласный, ударный
8. В какой строке слово соответствует схеме слова: «ПОХОДКА»
1) входы
2) осенний
3) пересадки
4) домики
9. В каком ряду дана верная характеристика предложения:
«Ребята, вы любите книги?»
1) повествовательное, восклицательное
2) вопросительное, невосклицательное
3) вопросительное, восклицательное
4) повествовательное, невосклицательное
Приложение №3
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ». 1 уровень
1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
1) чтобы на согласный падало ударение.
2) чтобы после согласного стоял гласный.
3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].
4) чтобы на гласный падало ударение.
2. В каком слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:
1) ковёр
2) шалун
3) волна
4) свисток
3. В каком слове безударную гласную можно проверить:
1) тарелка
2) пальто
3) улица
4) часовой
4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
1) весло – вёсла
2) чистый – чистота
3) шалун – шалость
4) гроза – грозный
5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:
1) положить
2) гороховый
3) переделать
4) заколосится