Конспект урока. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Упражнения в написании слов с безударными гласными.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 10
Урок русского языка
2 класс
Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Упражнения в написании слов с безударными гласными.
Учитель Сидоренко Л.А.
г. Снежное
Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Упражнения в написании слов с безударными гласными.
Тип урока: урок – сказка.
Цели урока:
- обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость;
- развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру;
- воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.
Оборудование:
предметные картинки, сигнальные карточки, карточки для работы в парах, буквы для составления слов, кружки для самооценки.
Ход урока.
I.Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
Потрите хорошо друг о друга ладошки. Почувствовали тепло, которое они излучают? Возьмемся за руки парами. Передайте ручеек тепла, дружбы и взаимопонимания от своей ладони своему соседу. Пожмите друг другу руки, улыбнитесь. Подарите свои улыбки нашим гостям, мне. А теперь садитесь на свои места.
Начинаем урок русского языка, но сегодня он будет у нас не совсем обычным, а каким – сейчас узнаете сами!
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы любите сказки?
Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:
Как – то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы, но не понравился ей приём, и она их заколдовала. Да так, что стали они друг на друга похожи. Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я. Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. Дети стали превращаться то в зверушек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья. (Демонстрирую картинки на экране).
Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:
Как писать го/ара, тра/ова,
И слова ма/оря, де/ила?
Ребята, поможем буквам стать на свои места? (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? Знание какой орфограммы помогло нам поставить буквы на свои места? Верно, ребята, знаете орфограмму! Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с безударными гласными в корне слова, различать проверочное и проверяемое слово, правильно подбирать проверочные слова).
Какая хорошая сказка! Помогла нам повторить выученную на предыдущих уроках орфограмму.
III. Сообщение темы, цели урока.
Вы бы хотели помочь детям из сказки вернуть всё на свое место?
Для этого вам нужно показать, как вы научились распознавать слова с безударной гласной, подбирать к ним проверочные слова, объяснять написание гласной буквы в безударном слоге.
Нам предстоит преодолеть различные преграды. А поможет нам в этом Грамматический человечек.
Он подготовил для вас задания, выполнив которые мы сумеем расколдовать наших героев. Ну что, вперед?
IV. Закрепление знаний о правописании безударных гласных.
Актуализация знаний учащихся.
- Давайте внимательно посмотрим на человечка. Ребята, чем украшена одежда его? Почему именно этими буквами? ( О А Я Е И).
С этими безударными гласными вы работали в течение нескольких уроков, и знаете, что они требуют к себе особого отношения.
Итак, ребята, кто же мне скажет, что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с безударной гласной? (Подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
Молодцы! Вы справились с заданием. Грамматический человечек открывает первое слово. (Ударение).
Работа в тетрадях.
А сейчас будем работать в тетрадях. Повторяем все вместе со мной:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
Запишите число: 30 ноября, Классная работа. Кто может прокомментировать орфограммы в этих словах?
Проведем минутку чистописания. У нас есть верный друг и помощник, который вместе с нашими ребятами очень старается писать красиво, аккуратно и правильно. Это цыпленок Чик (картинка). Сегодня он к вам пришел с таким заданием: он просит вас написать буквы, которые вы видите на доске, плавно соединив их между собой: иаяое, аяоеи и т.д. Что это за буквы? (Гласные, которые в слабой позиции нуждаются в проверке).
Правильно выполнили задание. Грамматический человечек и Чик остались довольны вашей работой и мы откроем второе слово волшебной фразы (над гласной).
Отгадайте загадку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово «снежинка»? (Подобрать проверочное слово). А как его подобрать? Что это должно быть за слово? (Однокоренное, или форма слова, где гласный стоит в сильной позиции). Записываем в тетрадях и на доске: Снежинка – снег, снежный; находим и выделяем корень в однокоренных словах. И с этим заданием успешно справились. Открываем следующее слово (может) .Работа в парах.
Урок наш продолжаем,
Трудиться не кончаем.
Гласный будем проверять,
Работу в парах выполнять.
Думаю, что вы легко справитесь и с этим заданием, т.к. будете работать в паре, где сможете помочь друг другу в случае необходимости. А чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха, настроимся на работу друг с другом. Разминка – приветствие пальчиков. Соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и говорим: «Желаю успеха большого во всем и везде. Привет!»
Игра «Снежинка».
У вас на партах лежат елочки, и слова с пропущенной буквой. Это снежиночка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Вам нужно вставить на место пропущенные буквы. На карточке ёлочки со словами к.лючая, з.лёная, ч.десная, пуш.стая, б.льшая. Проверим, что у вас получилось. Что нажно сделать, чтобы вставить нужную букву? (Подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной). Хорошо справились и с этим заданием. Открываем следующее слово волшебной фразы (сделать).
V. Физкультминутка под музыку «У оленя дом большой».
Работа с учебником.
Откройте учебник на с. 110, найдите упр. 175. Прочитайте задание. Выпишем двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. Подчеркнем орфограммы. «Цепочкой» (по одному слову) пишут слова на доске, подбирают проверочные слова: Снежок, бело, стекло.
В последнем предложении называем основу предложения. Человечек открывает еще одну букву волшебной фразы (букву)
Работа в группах. Игра «Рассыпались буквы».
А теперь поработаем в группах (объединяю по 5-6 человек, 4 группы).
Итак, какое же еще задание придумал для вас человечек? Игра «Рассыпались буквы». Послушайте условие этой игры. Для каждой группы заготовлен конверт с буквами, из которых нужно собрать слово с безударной гласной и подобрать проверочное к нему слово. Но, внимание, там есть одна лишняя гласная буква. Вам необходимо выбрать нужные буквы и составить слова.
ЗИМАЕ СНЕГАИ ПОЛЯА ПЧЕЛАИ
Итак, какая команда у нас была первой?
Какое слово у вас получилось? Почему вы выбрали букву …? Назовите проверочное слово. (Дети называют слова, садятся.)
Зима снега поля пчела
Справились и с этим заданием. Вы не только умеете находить безударную гласную в словах, но и хорошо составляете слова – анаграммы. Молодцы! Вы внимательны и старательны! Открываем последнее слово волшебной фразы (ясной!)
Посмотрите, какая фраза у нас получилась, она поможет расколдовать детей и буквы:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
Прочитаем хором.
(На экране кадр 4, расколдовали детей ).
VI. Итог урока.
Чары Феи рухнули, и в этом, ребята, ваша заслуга. Грамматический человечек очень рад, что всё стало на свои места.
Какое же самое главное правило мы должны помнить, чтобы без ошибок написать слова с безударной гласной? Ребята, давайте ещё раз назовём фразу, которая помогла нам расколдовать детей.
VII. Рефлексия.
Ребята, скажите, а каким для вас был урок? (Интересный, увлекательный, познавательный, трудный…)
Пора подводить итог урока. Оцените свою работу на уроке сами. Если вам на уроке всё было понятно и вы не допускали ошибок в работе, то поднимите зеленый кружок. Вы молодцы, отлично усвоили материал урока. Если вы допустили 1 ошибку, неточность – поднимите желтый кружок. Вам нужно еще поупражняться в правописании и подборе проверочных слов. Кому было трудно было выполнять работу на уроке – поднимите красный кружок. Вам требуется помощь в освоении данного материала.
VII. Задание на дом.
I вариант: подобрать и записать 10 слов с безударными гласными, которые можно проверить ударением.
II вариант: с.110 упр. 174 (1,2)
Спасибо всем за работу на уроке!