Контрольная работа по теме Внеклассная работа со школьниками по изобразительному искусству






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«Внеклассная работа со школьниками
по изобразительному искусству»











Выполнила
Латышева Надежда Алексеевна
учитель первой категории





















г. Чебоксары
2016 год
Введение . 3          
1. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в школе и ее роль в развитии личности ученика... 4
2. Формы внеклассной работы по изобразительному искусству 6
Заключение
Библиография
Приложение 
Введение
    Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение эскурссий в музеи, на выставки и мастерские художников, организация различных выставок, выездов на плэнерные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведение факультативных занятий.
    Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.
    Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
    Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применение законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов  цветоведения.[8]
    Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
    Таким образом, для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить на тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся, поэтому форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными. Именно поэтому выбрала эту тему.
1. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в школе и ее роль в развитии личности ученика.
          Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий.
         В общеобразовательной школе учитель изобразительного искусства проводит с детьми большую внеклассную и внешкольную работу.
         Внеклассная работа по изобразительному искусству -- это проведение бесед, лекций, докладов, руководство изокружками и факультативами по рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам.
         Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классные занятия.
         Основные задачи внеклассной работы с младшими школьниками по изобразительному искусству:
         - осуществлять эстетическое развитие детей различными средствами действительности и изобразительного искусства;
         - развивать интерес и любовь детей к изобразительному искусству, приобщать их к миру прекрасного;
         - продолжать соверщенствовать и развивать те знания, умения и навыки, которыми овладевают школьники на уроках изобразительного искусства;
         - выявлять и развивать художественные способности, таланты детей.
         Эти задачи могут успешно решаться, если внеклассная и внешкольная работа с детьми по их эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства проводится в системе, в которой каждое звено тесно связано с другим, логически предваряет или завершает остальные звенья.
         Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
         Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.
         Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными.
         Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия,  беседы,  доклады, кинофильмы,  домашнее рисование учащихся по изобразительному искусству, выставки и др. 
Основные задачи внеклассной работы:
1. Привитие интереса к изобразительной деятельности.
2. Развитие и усовершенствование навыков художественного творчества.
3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.
4. Подготовка учащихся к практической деятельности.
5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
2. Формы внеклассной работы по изобразительному искусству
Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-
·ервых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то сте
·
·ни эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что
·
·дагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обес
·
·чение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.
Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.
Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.
Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о с
·
·цифике творческой работы художника.
После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.
Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй - по инициативе
·
·дагога.
В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в среднем звене (четвертый - шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием.
В настоящее время появилась такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия. Артстудия - комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из практического опыта и возможности использования помещений. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует с
·
·цифическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию, ребенок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный мир.
Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.
         Выставки Важное воспитательное значение имеет организация выставок, художественных работ школьников, конкурсов на лучшие рисунки, встреч с художниками, вечеров искусства. Участие в выставке все-это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.
         Школьные выставки детских рисунков находят свое дальнейшее развитие в районных, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках детского художественного творчества.
         Все формы классной, внеклассной работы с детьми по изобразительному искусству должны быть направлены на развитие у них интереса, потребности самостоятельно изучать искусство. Поэтому   необходимо   рекомендовать   детям   книги   для самостоятельного чтения, советовать, какие и когда смотреть телепередачи, как коллекционировать репродукции, открытки.





Заключение
Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создает оптимальные условия проживания ими трех творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на уроке,
·
·дагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации в учебном процессе этих установок.
Выражая свою точку зрения на проблему организации внеклассной работы по изобразительному искусству, Климчук В. писал: формирование мировоззрения маленького человека и его художественно-эстетического видения должно проходить параллельно с овладением техникой изобразительного искусства
Итак, существует достаточно большое количество форм организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Выбор формы зависит от конкретных задач, решаемых
·едагогом, и материально-технического оснащения учебного процесса.

15