Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова


Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Барабанова Екатерина Яковлевна
МАОУ – Лопушская СОШ им. Н.М.Грибачева2 класс, «Школа России»
Тема: «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова».
Цели:
1)развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки(орфограмму)
2)Повторить способы проверки парных согласных в слабой позиции в корне слова с помощью гласных и с помощью звонких согласных: м, н, р, л.
2)Упражняться в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и её проверке.
3)Продолжить знакомство с произведениями устного народного творчества – пословицами.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные звуки в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; определять проверочное и проверяемое слово.
Оборудование: карточки с изображением букв; карточки для работы в паре.
Ход урока.
I.Организационный момент.II. Актуализация знаний
На доске: Землю красит солнце, а человека труд.
- Прочитайте пословицу, объясните смысл.
- Запишите пословицу, соблюдая каллиграфические нормы.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие парные согласные звуки. Проверяя, называем букву – звук.
III. Самоопределение к деятельности
- В каком слове заметили несовпадение звучания и написания? Почему так произошло? (Согласный звук находится в слабой позиции)
- Почему звук в этом слове произносится нечётко? (Он стоит в конце слова, поэтому оглушается)
- Как называются буквы, написание которых надо проверять? (Орфограммы)
-Как проверить парный согласный ? Что для этого нужно сделать? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово такое, чтобы после парного согласного стоял гласный)
На доске: карточки – опоры: корень, гласные буквы, согласные: л, м, н, р, й.
- Сделайте вывод: какова тема нашего урока?
IV. Уточняю тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять правило проверки парных согласных в корне слова в слабой позиции, а помогать нам в этом будут произведения устного народного творчества.
V.Работа по теме урока
1) Вернёмся к нашей пословице.
-Как доказать, что слово труд записано верно?
(Проверяем: труды [ д ], трудный [ д ] – труд [ т ])
-Есть ли ещё в пословице слово, где парный согласный находится в слабой позиции? (красит)
-Можно ли проверить? (Нет, так как этот согласный не в корне слова, это окончание слова)
2) Работа со словарными словами.
В нашей пословице встретились словарные слова. Назовите их.
-В каком слове в начальной форме парный согласный окажется в слабой позиции? (человек)
Я буду читать вам пословицы, а вы должны найти словарные слова с нужной нам орфограммой.
В какой народ придёшь, такую шапку и наденешь.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит.
Обратить внимание! В последней пословице встретились слова, которые не содержат нужную нам орфограмму ( Это «ловушка», словарные слова «лягушка», «заяц» не содержат нужную орфограмму).
3) - Проверьте, правильно ли я подобрала проверочные слова.
На доске даны словарные слова и ряд проверочных слов. Дети при помощи «светофорчика» указывают на верные и неверные варианты, доказывая свой выбор.
народ – народы,народныймороз – морозец, морозный, морозы, МорозкоVI. Физкультминутка.
В здоровом теле – здоровый дух.
Аист делает зарядку-
То вприпрыжку, то в вприсядку.
Осьминог надел перчатки,
А тюлень удрал с площадки.
Пеликан ныряет ловко –
Вот что значит тренировка!
Рак залез на самокат,
Все вперёд, а он назад.
4) Используя слова нашей физкультминутки, запишем графический диктант.
Зарядка, осьминог, площадка, ловко, залез, самокат, назад.
Д, г, д, в, з, т, д. (Один ученик работает у доски)
VII.Закрепление изученного материала
- При подборе проверочных слов надо быть очень внимательным.
Работа в парах.
- Предлагаю выполнить задание №1 на карточке. (Дети должны вставить пропущенную орфограмму, зачеркнуть в ряду проверочных слов то, которое не подходит.)
КАРТОЧКА
1.Вставить пропущенную орфограмму, зачеркнуть в ряду проверочных слов то, которое не подходит.
Обхо.. – ходьба, ходит
Уло… - лов, ловушка
Гру… - грузило, погрузка
Вку… - вкусно, вкусить
Пово…ка – воз, возит
Бли…кий – близко,приблизитсяРо…кий – робость, робко
(Проверяем: Ходьба, лов, погрузка, вкусно, воз, близко, робко не являются проверочными)Обход. –ходит
Улов - ловушка
Груз - грузило
Вкус - вкусить
Повозка –возит
Близкий –приблизится
Робкий – робость
- А мы снова обращаемся к пословице.
Старый дру(г,к) лучше новых двух.
- Раскрываем скобки, подбираем проверочные слова. (Запись в тетрадь)
-Найдите в пословице противоположные по смыслу слова, вспомните, как в русском языке называют такую пару слов. (антонимы)
3) Выполняем задание №2 на карточке.
2. Замените слово по образцу в каждом словосочетании на антоним и полученные словосочетания запишите.
Частый гость – ре…кий гость
Высокий дом –
Густой суп –
Широкий шарф –
Проверка: (На доске даны образованные словосочетания с пропущенными буквами. Дети при помощи веера согласных, показывают нужную букву, называют проверочное слово).Частый гость – ре…кий гость
Высокий дом – ни…кий дом
Густой суп – жи…кий суп
Широкий шарф – у…кий шарф
( Дети 1 варианта записывают в тетрадь слова, в которых пропущена буква «д», 2 вариант – слова, в которых пропущена буква «з» ).
4) Если кто – то не всё выполнил верно, не расстраивайтесь.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
А мы пришли учиться и хорошо знаем, :Корень ученья горек, а плод его сладок. ( Плод – плоды)
Корень ученья горек, а плот его сладок. (Плот – плоты)
Обращаем внимание на доску и определяем, в каком случае она записана верно, доказываем.
5) Выполняем задание №3 на карточке
3.Вставьте нужные слова в предложения.
Утята бегут на зелёный ___________________.
Лук, луг.
Мама режет в салат зелёный ____________________.
(1 вариант вставляет нужное слово в первое предложение, а 2 вариант – во второе.)
6) - Зная правило, вы будете писать грамотно и сможете находить ошибки у других.
Выполняем задание №4 на карточке.
4.Найдите и исправьте допущенные в тексте ошибки.
Мудры произведения народного творчества: пословицы, поговорки, загатки, скаски. В них нарот крадко и точно высказывает свои суждения о жизни, о людях.
VIII. Итог урока.
-С какой орфограммой мы сегодня работали?
- Что помогало нам на уроке?
- Какие пословицы запомнили?
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Вставить пропущенную орфограмму, зачеркнуть в ряду проверочных слов то, которое не подходит.
Обхо.. – ходьба, ходит
Уло… - лов, ловушка
ГРУ… - грузило, погрузка
Вку… - вкусно, вкусить
Пово…ка – воз, возит
Бли…кий – близко,приблизитсяРо…кий – робость, робко
2) Замените слово по образцу в каждом словосочетании на антоним и полученные словосочетания запишите.
Частый гость – ре…кий гость
Высокий дом – … дом
Густой суп – … суп
Широкий шарф – … шарф
3) Вставьте нужное слово в предложение : 1 вариант - в первое предложение, а 2 вариант – во второе.
Утята бегут на зелёный ___________________.
Лук, луг.
Мама режет в салат зелёный ____________________.
4) Найдите и исправьте допущенные в тексте ошибки.
Мудры произведения народного творчества: пословицы, поговорки, загатки, скаски. В них нарот крадко и точно высказывает свои суждения о жизни, о людях.