Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 «А» классе на тему: «Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова


МБОУ школа № 98 г. о. Самара
Технологическая карта
открытого урока по русскому языку
во 2 «А» классе на тему:
«Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова»
Выполнила:
учитель начальных классов
Малышева С. А.
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ
И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
Цель:
– развитие умений писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, графически обозначать её и подбирать проверочные слова.
Задачи:
Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
Продолжать развивать орфографическую зоркость.
Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Орг. момент Зарядка:
На зарядку солнышко поднимает нас – шагаем.Поднимаем руки мы по команде “раз” – поднимаем руки вверх.А над нами весело шелестит листва – качаем руками.Опускаем руки мы по команде “два” – опускаем.
- Действительно, солнышко нас поднимает, улыбается нам, и мы давайте улыбнемся друг другу. Я вам желаю отличного настроения. II. Мотивация на учебную деятельность
Слайд № 1
- Наш урок русского языка я хочу начать с пословицы.
Посмотрите на слайд. Узнали ее?
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).
- Почему на уроке вспомнили эту пословицу?
Объясните ее. (Всякое дело требует усилий).
Какую еще пословицу знаете с таким смыслом?
Работа веселит сердце человека.
Терпенье и труд все перетрут.
Работай до поту - поешь в охоту).
Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится).
Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось. У вас на столах лежат листочки с таблицей – это карта урока. Посмотрите на нее. Сегодня вы будете самостоятельно оценивать свою работу. За каждое задание вы будете сами себе ставить 1 или 2 балла, в зависимости от качества выполнения работы. Максимальное количество баллов за урок – 12 баллов.
Что мы можем сказать тем ученикам, которые наберут это количество баллов? (Молодцы! Вы хорошо поняли тему урока, усвоили весь материал, раз вы выполнили правильно все задания). Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4
1 задание
- На выходных на нашу электронную почту пришло много сообщений от учеников лесной школы. Они просят нас им помочь разобраться в заданиях по русскому языку.
- Поможем им, ребята?
- А чтобы им помочь, как мы должны работать на уроке? (Дружно, усердно, быть внимательными).
Слайд № 2.
- Посмотрите на текст смс:
Отыскал я на реке прорупь, сунул туда хвосд, сидел и приговаривал: ловись рыпка и мала, и велика.
- Что вы видите? (Ошибки)
- Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить? (Исправить ошибки)
- От какого сказочного героя это сообщение? (от волка)
- Из какой сказки этот герой? (Лиса и волк)
- Кто написал сказку? (Это русская народная сказка)
- На что жалуется волк? Кто ему посоветовал так сделать? Каким его можно назвать? (доверчивым)
Плохо быть доверчивым? (Нет, нужно доверять людям, но с осторожностью. Потому что не всегда это оборачивается хорошо. Доверять нужно только хорошо знакомым людям).
- Посчитайте количество ошибок, которые вы нашли в тексте. И после классной работы на новой строке напишите столько наклонных прямых, сколько ошибок вы нашли в предложении.
- Сравните с соседом найденные ошибки. У кого количество ошибок полностью совпадают, возьмитесь за руки и поднимите руки.
Давайте вместе исправим ошибки.
Прорубь – проруби, хвост – хвосты, рыбка – рыба
- Кто правильно написал количество ошибок, тот в карте урока в задании №1 ставит себе 2 балла. Кто неправильно – ставит прочерк. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1 3 3
– Посмотрите на слова, в которых мы исправили ошибки и сформулируйте тему урока.
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ
И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
(Будем учиться писать слова с буквами согласных в конце слов.)
Обратите внимание на слово рыбка. Здесь тоже орфограмма – написание парного согласного, но этот согласный находится не в конце слова, а в середине. Это правописание парных согласных в корне слова. Над этой орфограммой мы будем работать в 3 классе.
– Какие задачи мы поставим перед собой?
(Научиться видеть слова с данной орфограммой, правильно выбирать букву, безошибочно подбирать проверочные слова, обозначать орфограмму). Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
V. Развитие умений – применение знания. 1 2 4 3 1
2 задание
Минутка чистописания.
- Вернемся к сообщению волка. Какие буквы были им перепутаны? (пб, тд)
- Запишите эти буквы парами по звонкости – глухости и продолжите ряд. Сколько будет пар? (6)
- Назовите их.
- Запись на доске (открывается).
- Запишите их красиво, аккуратно, каллиграфически верно, правильно соединив их.
- Поменяйтесь работами с соседом, проверьте правильность соединения букв. Подчеркните у своего соседа самую красивую пару. Верните работы.
- У кого красиво выполнено задание, верно соединены все буквы, тот в карте урока в задании № 2 ставит себе 2 балла, у кого – есть исправления, недочеты – 1 балл.
3 задание
Словарная работа
На доске в транскрипции записаны слова: [нарот], [горат], [марос], [т”итрат”].
- Следующее сообщение из Лесной школы.
- От какого сказочного героя эта смс-ка? (от лисы)
- В каких русских народных сказках встречается лиса?
- Какой обычно лиса показана в сказках?(хитрая)
- Хорошо ли бы хитрым? Хитрость иногда надо применять, но в хорошем смысле этого слово, так, чтобы не наносить своими действия вред окружающим людям. А лиса обычно ничего не добивается, бывает наказана за свою хитрость.
- В сообщении она нас просит помочь ей разобраться в записях.
- Что это за запись? (Транскрипция слов)
- А что это за слова? (Словарные слова)
-– Какие виды орфограмм вы обозначили? (Непроверяемые буквы гласных в корне; буквы согласных в конце слова.)
– Можно ли проверить написание букв согласных в конце слов? (Да.) Назовите проверочные слова.
- Запишите слова орфографически верно, выделите орфограммы.
Проверьте слова по словарю в конце учебника.
Народ, город, мороз, тетрадь.
- Кто верно выполнил задание и обозначил все орфограммы, в карте урока за задание №3 поставьте себе 2 балла, кто допустил ошибки или не все орфограммы выделил – 1 балл.
4 задание
- От кого же следующее сообщение? (от зайца)
- В каких сказках есть заяц?
Каким обычно показан он в сказках? (трусливым, хвастливым)
- Ребята, а хорошо хвастаться?
- И заяц тоже просит нашей помощи. Давайте ему поможем разобраться в задании.
- Я прочитаю вам предложения. А вы должны вставить пропущенные слова. Записать эти слова в столбик, через тире записать проверочное слово, выделить орфограмму.
- А помогут нам слова – подсказки, записанные на доске:
Луг, лук, плот, плод, прут, пруд.
Предложения:
На окне вырос зеленый лук. Покрылся цветами луг.
Мальчик гнал гусей на пруд. У него в руке был прут.
По реке плывет деревянный плот. Мы сорвали сочный плод.
- Какое правило мы применили, чтобы выполнить это задание?
- Как называются такие слова, которые звучат одинаково, а пишутся по – разному? (омофоны).
- Кто верно записал слова, подобрал проверочные слова, подчеркнул орфограмму, в карте урока оценивает себя 2 баллами, кто не в том порядке написал слова – 1 балл.
- Молодцы, ребята. Мы сегодня – хорошие помощники для учеников Лесной школы. А теперь наши помощники Фиксики помогут нам отдохнуть.
Физ. минутка
5 задание
- И последнее сообщение. От кого оно? (от медведя)
- В каких сказках вам встречался медведь?
- Каким он показан? (сильный, добрый, справедливый, неуклюжий)
- Это положительные качества?
- Предлагаю и медведю помочь.
- Работаем по карточкам. На них 2 задания. Они разные по степени сложности. Ознакомьтесь с ними. И выберите то задание, которое вы будете выполнять.
- Что мы должны знать, чтобы выполнить эти задания? (разные способы проверки написания парных звонких и глухих согласных)
- Какие способы проверки вам известны? (изменить форму слова, подставить слово нет, подобрать однокоренное слово).
Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Запишите его. Найти слова с парными согласными, выпишите их, через тире запишите проверочные слова тремя способами, выделите орфограмму.
Не набрать мне столько за год.В лес ходила я с Мариной,Набрала подружка ягод,За черникой и малиной.
Задание № 2. Запишите стихотворение, вставив пропущенные буквы. Выпишите слова с парными согласными, через тире запишите проверочные слова тремя способами, выделите орфограмму.
В ле… ходила я с Мариной,За черникой и малиной.Набрала подружка яго…Не набрать мне столько за го…
- Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, ягод, год)
- Выполнив это задание, что мы повторили? (способы проверки парных согласных)
- Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Какие проверочные слова вы записали?
В лес – лесок, леса, нет леса
Ягод - ягодный, ягода, нет ягоды
За год – годовой, годы, нет года.
- В карте урока в задании № 5 поставьте себе балл за выполненную работу. Кто правильно выполнил 1 задание – 2 балла, кто верно выполнил 2 задание – 1 балл.
6 задание
- Все молодцы! Мы сделали доброе дело – помогли животным из Лесной школы выполнить задания. Да заодно и сами повторили правило. О чем? (о правописании звонких и глухих согласных на конце слова). И способы проверки их написания.
- И сейчас вы самостоятельно выполните задание из дидактического материала. Стр. Упр.
- Если что – то непонятно, можно спросить у соседа по парте.
- Проверьте задание по Слайду № 4.
- Оцените свою работу в карте урока. 2 или 1 баллы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
4 4
- А теперь подсчитайте свои баллы в карте урока. Запишите результат. Напоминаю, что максимальное количество баллов -12. Кто набрал от 10 до 12 баллов – Молодцы. Можно сказать, что вы усвоили материал, справился со всеми задачами, которые мы ставили в начале урока.
Напомните, какие задачи мы решали на уроке.
- Остальные - тоже молодцы! Хорошо поработали. У нас еще есть время потренироваться на уроках повторения по данной теме.
- Что у вас сегодня на уроке получалась лучше всего?
- В чем испытывали затруднения?
- Сдайте свои карты урока. Я посмотрю, какие задания у вас вызвали затруднения. По данной карте и по проверенной тетради я за урок поставлю вам оценку в журнал.
- Напоминаю: в начале урока у нас у всех было хорошее настроение. И сейчас в конце урока я предлагаю вам нарисовать смайлик, который бы отражал ваше настроение в данную минуту.
- Подругому и быть не должно. Все на уроке работали очень хорошо, поэтому и настроение у всех отличное!
- Всем спасибо за урок! Приложение 1
Карта урока русского языка
учени 2 б класса
№ задания баллы примечание
1 2 3 4 5 6 Общее количество баллов Оценка:
Приложение 2
Задание № 1.
Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Запишите его. Найти слова с парными согласными, выпишите их, через тире запишите проверочные слова тремя способами, выделите орфограмму.
Не набрать мне столько за год.В лес ходила я с Мариной,Набрала подружка ягод,За черникой и малиной.
Задание № 2.
Запишите стихотворение, вставив пропущенные буквы. Выпишите слова с парными согласными, через тире запишите проверочные слова тремя способами, выделите орфограмму.
В ле… ходила я с Мариной,За черникой и малиной.Набрала подружка яго…,Не набрать мне столько за го… .
Приложение 3